Русский язык по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, учить самостоятельно формулировать тему урока, выводить новую орфограмму, учить ставить перед собой задачи и решать их, вывести правило проверки непроизносимых согласных и научить проверять эту орфограмму; формировать различные познавательные, личностные, регулятивные.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Запишите в тетрадях дату, слова “Классная работа”.

II. Актуализация.

1) Игра “Что изменилось?”

а) (Показываю детям карточку, на которой написаны 4 буквы, среди которых есть буква ь; через секунду – вторую, на которой буква ь написана другим цветом.)

После ответа детей, приклеиваю карточку с буквой ь на доску.

б) (Показываю карточку с четырьмя буквами, среди которых есть буква ъ; через секунду – вторую, на которой буква ъ маленького размера.)

После ответа детей приклеиваю карточку с буквой ъ на доску.

в) (Показываю на буквы ь и ъ)

– Какие звуки записываются этими буквами?
– Чем отличаются звуки от букв?

(Подвожу итог этого диалога.)

2) – Мы произносим слово, слышим звуки и записываем их буквами.

3) – Поработайте в парах. Запишите слова и определите в них количество букв и звуков.

(Слова написаны на доске: книга, кольца, маяк, вьюга. Дети 1-го ряда записывают первое слово, второго ряда – второе слово, третьего ряда – третье слово. Последнее слово для тех, кто очень быстро выполнит свое задание.)

4) Проверка.

– Назовите количество букв и звуков в словах. Объясните свой ответ.

III. Введение в тему урока.

– Мы уже знаем некоторые орфограммы, которые учат правильно писать корень слова. Какие это орфограммы?
– Сегодня познакомимся еще с одной орфограммой.

IV. Создание проблемной ситуации.

1) – Я буду называть слова, а вы записывайте , как мы эти слова произносим, т.е. звуки этих слов.

– Запишите эти слова в первый столбик, называя каждый звук. Определите количество звуков .

(На доске пишут вызванные ученики:
[м` э с н ы й` ]
[у с н ы й `] – Так мы эти слова произносим.
[ч` э с н ы й` ])

2) (Слова второго столбика закрыты полосками.)

а) – Теперь посмотрите внимательно, как эти слова правильно пишутся. (Открываю поочередно слова.)

б) – Прочитайте первое слово. Запишем его во второй столбик, очень внимательно диктуя.

(Ученики диктуют по слогам.)

В тетрадях и на доске появляется запись:
местный
устный
честный

в) – Сравните произношение и написание. Что заметили?

(Дети: в первом столбике, где мы записывали произношение, в слове [м` э с н ы й` ] звука [т] нет, а во втором столбике Вы написали букву “т”.)

г) –Подчеркните ее. Подсчитайте количество букв. Сравните количество букв и звуков в словах.

(Дети: звуков меньше, букв больше на 1.)

3) – Обобщим то, что мы сейчас говорили:

В начале урока мы сказали, что в русском языке звуки записываются буквами. Звук в слове слышим, буквой его записываем.

4) Выведение проблемы.

– А в этих словах что мы наблюдаем?

Дети: Звука одного нет, мы его не произносим и не слышим, а буква есть, она пишется.

– Вас ничего не удивило? У вас не возникает никакого вопроса?

Дети: Возникает вопрос. Почему так получается?

Откуда берутся эти буквы?

5) – Это и есть наша проблема на уроке и мы ее решим. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока и задачи, которые нам предстоит решить.

Дети: нам надо узнать, как называется эта орфограмма (показывают на непроизносимую согласную). Это и будет темой нашего урока

(А учитель открывает вопрос, написанный на доске “Как называется эта орфограмма?” и как проверять такие слова?)(Продолжают дети.)

(Учитель открывает вопрос “Как проверить эту орфограмму?”)

V. Поиск решения проблемы.

1) Выведение названия орфограммы

а) – Посмотрите на слова первого столбика. Подчеркнутые буквы гласные или согласные?

б) Посмотрите на слова второго столбика. Эти звуки произносятся, слышатся?

– Поработайте в группах. Сформулируйте название и тему урока. Объясните свое решение.

(Дети работают в группах. Представитель каждой группы выходит и озвучивает, как группа назвала орфограмму и сформулировала тему урока.)

2) - Вы все сказали по сути правильно. Вы молодцы.

А давайте посмотрим, как в ученике грамотно названа эта орфограмма и сформулирована тема.

Откройте страницу 124 в учебнике и прочитайте название темы вслух.

3) (Дети читают, а учитель открывает тему урока на доске.)

4) – Вот мы и справились с первой частью нашей проблемы.

– Итак, в русском языке есть слова, в которых согласный звук не произносится, а буква пишется, например…(показать на слова на доске, а дети их читают).

– Как называется эта орфограмма?

5) Выработка умения видеть и распознавать эту орфограмму в словах.

– Учебник уже открыт на странице 124. Найдите упражнение 294. Прочитайте задание. Что надо сделать? (Списать текст.)

– Прочитайте первое слово. Почему оно подчеркнуто?(В нем есть непроизносимая согласная.)

– Как это слово произносится? Как пишется?

Запишите это слово под диктовку. (Выполняется до конца.)

– Мы убедились, что в русском языке есть немало таких слов, где согласный звук не произносится, а буква пишется.

Физкультминутка.

6) – Перейдем ко второй части нашей проблемы.

Почемучка как всегда у вас что-то спрашивает.

– Прочитайте вопрос Почемучки. (В учебнике.)

(“Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?”)

– Это тот же вопрос, который мы и сами себе задали. (Показать на вопрос на доске.)

– Выскажите свои предположения. (Дети высказываются.)

7) Решаем проблему:

– Посмотрите на слова, написанные на доске во втором столбике. У нас уже подчеркнута буква.

– В какой части слова она находится? (В корне.)

а) – Докажите, что это корень. Как будете доказывать? (Подбирать родственные слова.)

– Записываем однокоренные слова в третий столбик, выделяем корень.

(Из родственных слов, предложенных детьми, выбрать и предложить записать слова:
место
уста
честь)

б) – Вспомните и назовите главное правило русской орфографии. (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)

(Показать на слова 1, 2, 3 столбиков.)

в) – Раз эти слова однокоренные, то и корни в них должны писаться одинаково.

– Какой корень подскажет нам правильное написание?

(Дети высказывают свои предположения. Кто-нибудь догадается и скажет, что надо посмотреть на то слово, в котором согласный звук в корне слышится четко.)

8) – Давайте посмотрим, как в правило в учебнике рекомендует проверять эту орфограмму.

Работа над правилом на с.125:

а) – Прочитайте первую часть правила, первый абзац. О чем здесь говорится? Что-то новое для себя узнали? (Нет, мы это и сами сказали.)

б) – Прочитайте вторую часть правила, второй абзац. О чем говорится? Что-нибудь новое для себя узнали? (Говорится о том, как проверять слова с непроизносимыми согласными. Дополнительная информация – проверочное слово должно быть обязательно однокоренным.)

в) – Как же проверить слово с непроизносимой согласной в корне слова? Прочитайте четко и выразительно.

9) (Показать на вопрос на доске.) Так как же проверить эту орфограмму? (Самостоятельные ответы детей.)

– А какие слова могу быть проверочными?
– Посмотрите на наши три столбика, написанные на доске. В каком из них написаны проверочные слова? Объясните свой выбор.

(В третьем столбике написаны проверочные слова, т.к. в этих словах те звуки, что не произносились в первом столбике, теперь произносятся, слышатся.)

– Подчеркните эту букву двумя чертами. Так мы будем обозначать ее в проверочном слове.
– Обратите внимание, где стоит согласный звук в проверочных словах?

(Дети: Согласный звук произносится, если он находится на конце слова. Например, в слове “честь”.или перед гласным звуком. Например, в словах “место”, “уста”.)

– Такое положение является сильной позицией для непроизносимых согласных.

VI. Первичное закрепление новых знаний.

1) – Выполним упражнение № 295 на с. 125 чтобы потренироваться подбирать проверочные слова.

(Читаем слово с непроизносимым согласным звуком, устно подбираем проверочное слово, доказываем, что оно проверочное. Сначала пишем проверочное слово, а потом проверяемое. Орфограмму выделяем.)

2) – Выполните самостоятельную работу.

(На доске записан ряд слов: Капустный лист, капуста, бабочка-капустница.)

– Запишите эти слова, обозначьте орфограмму, выделив корень, подчеркнув непроизносимую согласную. Найдите и подчеркните в этой группе проверочное слово.

3) Проверка:

– Слова с какой орфограммой здесь записаны?
– Какое слово является проверочным и почему?

VII. Обобщение.

(Показать указкой на первый вопрос, записанный на доске.)

– Как называется наша новая орфограмма?
– Какую часть слова она учит писать?
– Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова?

VIII. Словарная работа.

1) Я знаю, что вы любите разгадывать ребусы. У вас сейчас будет возможность этим заняться.

– Расшифруйте ребусы и запишите получившиеся слова на одной строчке.

(На доске карточки с ребусами.)

2) – Какие слова получились? (Пенал, заяц, воробей, завод, сорока.)

– Что общего у этих слов? (Орфограмма – непроверяемая безударная гласная.)

– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

IX. Итог урока.

– Какие цели поставили мы перед собой в начале урока?
– Как называется новая орфограмма?
– Как проверить эту орфограмму?

X. Занимательное задание на внимательность.

1) – Работайте в парах.

(Дети получают отпечатанные листочки. На них написано: “Давай проверим твою внимательность. Найди на этом рисунке все слова на букву “к”.Поиграй в эту игру с приятелем: кто больше таких слов найдет, тот и выиграл.)

Пока дети записывают слова, учитель просматривает тетради учеников.

2) Проверка: Сколько слов вы нашли? Кто у кого выиграл?

XI. Выставление отметок за урок

– Домашнее задание: с.127 упр. 300.