Методы этнопедагогики в деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и личностное развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры семьи и потерю навыков родительского поведения. Малодетность современных семей привела к кризисной ситуации: нарушены биологически и социально обусловленные внутрисемейные связи, играющие огромную роль в нормальном процессе социализации ребенка.

В традиционном обществе уже с рождения дети находились под постоянным воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы в зависимости от возраста и пола ребенка. Его постепенно, целенаправленно приобщали не только к труду, но и к принятым нормам поведения, к духовной и нравственной культуре данного сообщества.

На сегодняшнем этапе актуальна проблема отношений традиционной народной педагогики - уникальной системы воспитания, вырабатывавшейся веками на развитие личности ребенка в современном мире.

Этнопедагогика в целом представляет собой историю и теорию народного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, изучает процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.

Этнопедагогика изучает:

  • основные педагогические понятия (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение );
  • ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемный ребенок, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
  • функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
  • факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал);
  • методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, раскаяние, покаяние, запрет, наказание);
  • средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, мифы и т.д.);
  • организацию воспитания (трудовые объединения детей, объединения по интересам, праздники).

Рассмотрим основные средства воспитания этнопедагогики, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра.

К трем-четырем годам дети пополняют свой словарный запас. Ребенок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки.

Сказка играла большую роль в воспитании ребенка. Прежде всего, детям рассказывали сказки о животных. В них животные олицетворяли различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость, которые сказка призвана была осудить, зато возвышались положительные качества: храбрость, смекалка, доброта. Как правило, сказки просты по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же эпизода (кумулятивные или цепные сказки). Такое их построение способствует лучшему запоминанию их ребенком. Примерами таких сказок являются “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Маша и медведь” и др.

Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребенка – они учили его не просто разговаривать, а вступать в разговор. Традиционная культура – это, прежде всего, культура диалога. Даже такая простая игра с ребенком: “Это чей нос? – Савин. – Куда пошел? – славить” – уже ориентирует ребенка на диалог, на необходимость не просто слушания, но и ответа, пусть даже самого короткого. Важно, что этот диалог, как правило, был в стихах, это способствовало быстрому запоминанию и более легкому овладению вопросно-ответной формой речи.

Для развития голосовых связок полезной была игра в голосянку. Для этого ребята собирались в круг и вместе, нараспев, начинали произносить незамысловатый текст, стараясь намеренно тянуть последний звук. Например:

Давайте, ребята,
Голосянку тянуть;
Кто не вытянет,
Того за волосы рва –а- а-а-ть...

Кто дольше протянет этот звук, не переводя дыхание, тот и выиграет.

Большую роль в развитии речевых способностей детей, совершенствовании их дикции играли скороговорки:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!

Два дровосека
Два дроворуба
Рубили на дворе дрова.

Всех скороговорок
Не перескороговоришь.

Как жаль, что сегодня словесные игры не столь распространены. Какую пользу они оказывали детям! У деревенских мальчишек и девчонок вряд ли были логопедические проблемы, столь часто встречающиеся у современных детей.

Словесные игры развивали и необходимые психологические качества. Например, молчанка учила детей выдержке и терпению. Один из участников игры произносил текст:

Тише, мыши,
Кот на крыше
Кошку за уши ведет.
Кошка драна,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.

Все должны молчать, любое слово, смех или даже улыбка засчитывались за проигрыш.

Остается сожалеть, что в наше время скороговорки, голосянки, сказки и прибаутки редко используются родителями и постепенно уходят из быта и жизни маленького ребенка. Современные родители предпочитают общаться с ребенком при помощи книги или компьютера. Но, любая, даже самая хорошая книга не заменит живого человеческого общения. Ведь книжка не ждет ответа, а живой человек смотрит, задает вопрос, просит на него ответить. Вот эта стимуляция ребенка к ответу, так хорошо развитая в традиционной культуре, оказывается чрезвычайно важной для развития речевых, умственных и коммуникативных способностей детей.

Познание природы начиналось для ребенка с весны, когда он впервые выходил с друзьями в лес собирать свежие ростки хвои, болотные луковицы, удовлетворяя витаминный голод после зимы. С самого раннего детства шло знакомство с певчими обитателями леса. Современные исследования показали, что городской ребенок знает голоса пяти-шести птиц, включая ворону, утку, петуха. Ребенок, живший в прежней деревне, различал голоса десятков птиц.

Уже с раннего возраста дети относились к природе как к чему-то живому, что можно было не только использовать, но нужно было охранять и уважать. Начиналось все с малых лет: ребенка просто учили смотреть, как улетают и прилетают птицы, как всходит и заходит солнце, как зеленеют растения, но и учили устанавливать с природой диалог.

Широкое распространение в детском фольклоре получили песни-заклички, обращенные к какому-либо природному явлению, насекомым, птицам.

Радуга-дуга,
Перекинься на луга!
Выйди солнышко,
Из-под бревнышка!

Туман-туман!
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си,курлы-си,
По всей Руси, по Руси!

Постепенно раскрывая для себя всю красоту мира, ребенок приучался принимать природу, любить и жалеть ее, относиться к ней так же бережно, как к родной матери. Детям ненавязчиво прививали “духовную экологию”, формируя уважительное отношение к родному краю.

Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, воспитатель сможет лучше понять своих воспитанников и их проблемы.