Интеллектуальный конкурс по русскому языку "Умники и умницы". Тема: "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Тема: Обобщение знаний о частях речи.

Цели:

  • совершенствовать умение распознавать и правильно употреблять в своей речи имена существительные, прилагательные и глаголы; находить и проверять орфограммы в корне; развивать умение изменять имена существительные и прилагательные по родам и числам, глаголы – по временам и числам;уточнение представлений о роли имён прилагательных, представлений о синонимах и антонимах в речи;
  • развивать память, внимание, логическое мышление, познавательные способности детей; отрабатывать умение воспринимать информацию различной модальности; совершенствовать умение правильно оценивать речевую ситуацию и участвовать в ней, создавать текст заданного типа речи и стиля языка;
  • отрабатывать навыки группового, межличностного общения;
  • закреплять правила этикетного речевого поведения (вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность);развивать навыки импровизации и творческое воображение.
  • создавать благоприятную атмосферу в классе;
  • воспитывать умение слышать логичность предметную и логичность понятийную, уважение к собеседнику и любовь к родному языку; ориентировать учащихся на сознательность использования знаний о языке и его словарных возможностях в речи.

Оборудование:медали и призы победителям, поощрительные призы, настольные стенды с названиями команд, карточки с заданиями, бланки с критериями оценки для членов жюри

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово

Сегодня мы проводим интеллектуальный конкурс по русскому языку “Умники и умницы”. Умники и умницы – уникальные люди. Они обладают не только знаниями по предмету и логическим мышлением, но и умениями слушать и слышать, вести диалог и отстаивать свою точку зрения в дружелюбном споре, умениями переключать внимание собеседника, избегать ссоры и словесной перепалки. Эти интеллектуалы обладают такими качествами как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность и ответственность за себя, и свою команду.

Конкурс покажет, кто в большей степени развил в себе качества умников и умниц, кто лучше усвоил русский язык, кто достойнее умеет вести диалог, красивее строить монолог, пользоваться выразительными средствами родного языка, работать в команде.

В конкурсе участвуют 3 команды: Академики, Речецветики, Словоплёты..

Оценивать работу участников будет компетентное жюри в составе завучей по воспитательной и учебной работе, родителей (все члены жюри представляются с их профессиональными качествами в области литературы , русского языка, коммуникабельности)

Конкурс 1 – Представление. Домашнее задание

Умеете ли вы производить хорошее впечатление в первые минуты знакомства? Сможете ли представить своего друга так, чтобы он понравился вашему собеседнику? Попробуем выяснить это в первом конкурсе.

По 2 участника от каждой команды представляют себя и одного из членов своей команды жюри по подготовленной дома шутливой визитной карточке.

Оценивается остроумие, правильное употребление слов приветствия, представления, знакомства, прощания.

Конкурс 2 - Разминка

Разминка состоит из нескольких заданий:

  • для всех членов команд;
  • для избранных командой теоретиков (по 3 человека), которые смогут точно ответить на любые вопросы о частях речи.

1. Выборочный диктант (участвуют все) Приложение 1 - текст диктанта

Каждая команда выписывает из услышанного текста слова определённой части речи (часть речи выбирается капитанами команд путём жеребьёвки)

2. Каждая команда готовит вопросы о своей части речи для теоретиков других команд.

От оригинальности формулировки вопросов зависит оценка жюри и ответ теоретиков другой команды.

Конкурс 3 - “Бином” фантазии Приложение 2 - карточки с зашифрованными словами

Знаете ли вы, что часть слова “би” обозначает два? Попробуйте связать два абсолютно не связанных между собой слова. Но сначала понадобиться расшифровать и записать эти слова.

Жюри будет оценивать грамотность написания расшифрованных слов, количество и оригинальность составленных “биномов”.

Конкурс 4 – Слушай – повторяй – называй Приложение 3

Умеете ли вы внимательно слушать друг друга? В этом конкурсе это умение поможет или не поможет собрать загаданное слово.

Первая команда получает карточки с описаниями задуманного слова. Каждый член команды читает одно из описаний этого слова. Вторая команда должна воспользоваться своим умением внимательно слушать, затем каждый член второй команды должен воспроизвести то, что запомнил для третьей команды. Задача участников третьей команды - разгадать задуманное слово. Все три этапа аналогично проходят и другие команды.

Жюри оценивает умение слушать, т.е. безошибочное воспроизведение услышанного и умение составить задуманное слово.

Конкурс 5 – Искусство бесконфликтного спора Приложение 4 - стихотворение

Н. Кончаловскаянаписала чудесное стихотворение о необычных то ли овощах, то ли фруктах, то ли ягодах. И есть повод поспорить. Конкурс называется “Искусство бесконфликтного спора”. Значит, цель конкурса – отстаивать свою точку зрения, избегая ссоры и словесной перепалки. Послушайте стихотворение, слова которого будут поводом для бесконфликтного спора:

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли, помидоры росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел.
И моркофель дозрел.
Стал уже осыпаться спажовник,
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Один из участников кратко излагает свою точку зрения по поводу одного из плодов, представленных в стихотворении. (текст стихотворения выдаётся каждому выступающему) Второй выдвигает противоположное суждение и пытается своими аргументами опровергнуть тезис противника и доказать истинность своего суждения. Пары выступают по очереди. Жюри оценивает умение вести бесконфликтный спор и убедительность ораторов.

Подведение итогов. Награждение. Приложение 5 - бланки с критериями оценки

Литература

  • Н.Г. Грудцына Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. – М.:Флинта: Наука, 1998.-72с.