Программа дошкольного образования ФГТ

Разделы: Работа с дошкольниками


Наше дошкольное образование прошло путь от единой образовательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Программы дошкольного образования в большей степени отражают изменения, происходящие в обществе. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.

В соответствии с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменяется форма и структура Образовательной программы детского сада.

В ФГТ отмечается, что изменения должны происходить 1 раз в 10 лет. Первый период самый сложный. Перед нами поставлены задачи повышения качества образования. Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребенка.

А что же такое качество образования? Мы все понимаем, что качество продукта – это его полезность. Определение качества образования в детском саду предполагает учет всех основных его компонентов: содержание, формы, методы, а также, результаты, материальное, методическое и дидактическое обеспечение.

Качество образования – это пути достижения поставленных целей.

Главная роль в управлении качеством образования принадлежит руководителю учреждения, который должен быть менеджером владеющим искусством управления людьми и отношениями между ними. Именно он создает условия для совершенствования образовательного процесса. В новых социально-экономических условиях руководитель исполняет роль предпринимателя. Он выступает как конструктор «самодвижущегося вагона», как архитектор, объединяющий волю отдельных педагогов в одну педагогическую коллективную идею.

Именно так работает наш педагогический коллектив.

При постановке целей и задач воспитательно-образовательной работы мы учитываем уровень профессионализма наших педагогов.

Несмотря на то, что повышение квалификации происходит в ПАПО и Институте развития образовательных технологий, в детском саду развита система наставничества и взаимопосещения занятий, ведется ШМВ. Воспитатели участвуют в ГМО. Задачей методического центра становится сделать накопленный опыт достоянием всех педагогических коллективов и внедрить в практику гостевой обмен опытом педагогов.

Моя задача, как старшего воспитателя, в соответствии с новыми ФГТ, заинтеросовать сотрудников, сделать работу интересной, увлекательной, зажечь коллектив новыми, современными идеями и подсказать пути решения инновационной задачи, развивать творческий, креативный потенциал педагогических кадров, который также сплачивает наш коллектив.

Творческие доклады лучших педагогов детского сада были опубликованы в сборнике Международной академии наук педагогического образования, института образовательных технологий «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях».

В апреле 2011 г. администрация ДОУ приняла участие в IV международной педагогической научно – практической конференции.

Детский сад принял участие в открытом педагогическом форуме «Новая школа», где представил свои практические материалы. Участвовал во всероссийском конкурсе «Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду», стал лауреатом Всероссийского конкурса для работников дошкольного образования «Методист – новатор».

Выполнить задачу качества образования дошкольников можно лишь при условии учета реальных возможностей каждого педагога и систематическом контроле со стороны администрации.

Индивидуальный и дифференцированный подход к личности ребенка, педагогически грамотная организация ключевых творческих дел, системное проведение занятий по апробированным планам и программам, активная целенаправленная работа по повышению профессионального и методического мастерства, развитие системы самообразования – все это позитивно сказалось на динамике развития ребенка.

Пути модернизации образования и его качество остро обсуждаются в обществе. Новое, качественное образование – то, которое, способно различать и учитывать лицо каждого ребенка. Меняется общество, меняется и ребенок. Надо признать, что мы заорганизовали наших детей, вся работа детского сада стала направленной на подготовку к школе. Мы стали забывать о самоценности дошкольного возраста. ФГТ вышли вовремя, нас остановили и заставили задуматься.

К.Д. Ушинский говорил: «Если педнаука хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать человека во всех отношениях».

Слова Я.А. Каменского: «Человек должен подчиняться природе: куда не влекут способности, туда не толкай, не принуждай против воли». Нельзя забывать, что развитие науки, не опирающейся на нравственные качества, порождает роботов. Наше будущее зависит от того, какое подрастающее поколение мы сформируем сегодня.

Новая основная образовательная программа, в связи с ФГТ, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предусматривает региональный компонент.

В нашем детском саду внедрено в практику духовно-нравственное воспитание дошкольников. С письменного согласия родителей дети посещают группу развития «Ангелочек». Мы организуем экскурсии на предприятия города, выставки, посещаем детскую городскую библиотеку, воспитываем уважение к людям труда и любовь к родному городу.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них остается игра. В ФГТ даны рекомендации по организации образовательной и самостоятельной деятельности детей. Главное – умение заинтеросовать ребенка, перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, самому добывать и анализировать знания. Образовательные задачи должны реализовываться не только в период занятий, но и в разных видах детской деятельности и в ходе режимных моментов.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье.

В детском саду на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и ориентации на здоровый образ жизни. Реализуя право на здоровье и безопасность, коллектив МДОУ д/с № 4 "Малыш" уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.

В детском саду существует гибкий график посещения детьми детского сада. Адаптация детей ведется в соответствии с разработанным планом.

Несколько изменились наши отношения с родителями. Общение с ними носит неформальный характер. Родители – не сторонние наблюдатели, а участники всех наших проектов.

Однако анализ мониторинговых исследований показал, что интерес к детскому саду у большинства семей продиктован возможностью подготовить детей к обучению в школе через организованные формы занятий.

Из вышесказанного видно, что перестраиваться, уходя от учебной модели, надо не только дошкольным учреждениям, но и семье, которая продолжает формировать социальный заказ детскому саду на подготовку ребенка к школе. Скорее всего, нам, взрослым, необходимо двигаться навстречу потребностям и интересам ребенка.

Таким образом, ФГТ нацеливают работников дошкольных учреждений

  • Сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
  • Создать условия, чтобы учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных условий;
  • Стремиться к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
  • Ориентироваться на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

В заключении хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.

Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи!