Роль семьи в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика


Обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.

Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника.

Если родители сами не в состоянии правильно оценивать ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Естественно, при указанном подходе, с педагогов не снимаются их профессиональные ответственность и обязанность. Просто в отношениях педагоги группы - родители несколько меняются акценты.

Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку и его дефекту, от его жизненных принципов, моральных норм, уровня знаний, житейского опыта, педагогической наблюдательности и пр. Поэтому работе с родителями необходимо уделять одно из центральных мест.

Важно, чтобы сотрудничество началось как можно на более ранних этапах, тогда успехи детей будут более значимыми.

Работа с родителями представляет собой отдельный блок разновариантных моделей взаимодействия:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом и группы;
  • включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;
  • сближение родителей и детей
  • работа с семьями "трудных" детей. Под "трудными" детьми подразумеваются дети, у которых имеются личностные особенности, мешающие коррекционной работе как с отдельным ребенком, так и со всей группой. Это дети, у которых:
  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенная впечатлительность;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
  • повышенная обидчивость, ранимость;
  • быстрая утомляемость, истощаемость;
  • двигательные беспокойства и другие.

Чтобы правильно построить работу с родителями, необходимо знать родителей, поэтому нужно:

  • изучить родителей воспитанников логопедической группы, их педагогической наблюдательности;
  • привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе логопедической группы.

Для изучения родителей были использованы:

Беседы с родителями.

Целью бесед является вступление в контакт с родителями, выявление уровня наблюдательности родителей, степени познания ребенка. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском саду, дома, со сверстниками.

Анкетирование.

Анкеты используются в целях изучения уровня педагогической наблюдательности, выявления преобладающей формы общения ребенка со взрослыми.

Рисунки ребенка на тему "Семья".

Рисунок служит показателем восприятия ребенком внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей, он позволяет составить представления о степени эмоциональной и психической близости ребенка и родителей.

Наблюдения.

Все сведения, получаемые через беседы и анкеты, проверялись в наблюдениях, беседах с воспитателями, логопедом, детьми.

Родителей привлекаем к активному участию в обучение их детей с первых месяцев пребывания в логопедической группе. Из анкет узнаём какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, дает им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.

Важным элементом стратегии общения с семьей являются родительские собрания. Традиционные родительские собрания и консультации не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семья и педагоги, воспитывая и обучая одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга. Современный родитель не может уже слушать долгих и назидательных докладов педагога. Необходимо строить так свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными участниками, а по возможности привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух сотрудничества. Мы решили искать новые формы работы с родителями. Было проведено анкетирование. Из анкет узнали, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс обучения и воспитания, в каких консультациях нуждаются. На основе этих ответов был составлен план работы с родителями на весь год, с которым родителей познакомили на 1 родительском собрании и этот план утвердили.

В начале сентября традиционно проводится родительское собрание, посвященное разъяснению целей и задач логопедической группы, ознакомлению с программой, со всеми педагогами, работающими с детьми. Основная задача, которая стоит перед логопедом на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. В этих целях использовались следующие приемы работы: разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы. Большой эффект производит показ дефектной и исправленной речи одних и тех же детей, записанной на магнитофон. Родители могут наглядно убедиться, как многому научатся дети в специальной группе; обращения логопеда с просьбой о тесном сотрудничестве. Помощь родителей нередко способствует прогрессу коррекции речи. Приводятся конкретные примеры.

На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно работать с детьми, лучшим средством знакомства с особенностями работы в специальной группе являются дни открытых дверей, открытые занятия и индивидуальные консультации. Перед занятием воспитатель, логопед обращает внимание родителей на используемые методы и приемы. На индивидуальных занятиях вопросы логопеда обращаются к ребенку и родителю это создает непринужденную обстановку на занятии и постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников коррекционного процесса.

Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезненно реагируют на замечания по поводу поведения или успехов ребенка. Поэтому, особенно в начале учебного года, отмечаем все положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребенка. Здесь учитывается принцип "Не спешить огорчать родителей!"

В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения - дело обычное, важна индивидуальная работа с родителями таких детей. Индивидуальная работа планируется и тщательно продумывается.

Почти на каждом родительском собрании стараемся сблизить родителей и детей, сформировать положительный эмоциональный фон, чтобы родители как можно больше узнали своего ребенка. Это: открытые занятия, совместное изготовление поделок, совместное чаепитие, ответы на одни и те же вопросы, совместные спортивные занятия и др. Стараемся привлекать и пап, так как роль отца в воспитании детей очень важна.

Такая работа дала хорошие результаты. Родители отмечали (в анкетах, высказываниях), что совместные занятия способствовали значительному улучшению их отношений с ребенком, вели к возникновению большего доверия и взаимопонимания между взрослым и ребенком. После нескольких месяцев такой работы большинство родителей стали очень ответственно относиться к выполнению рекомендаций воспитателей и логопеда.

Возросла посещаемость родителями родительских собраний, дней открытых дверей. Родители стали более активными на родительских собраниях, они стали высказываться по обсуждаемой теме, проблеме. Постепенно из пассивных наблюдателей родители становились активными участниками коррекционно-педагогической работы.

Родительские собрания стали вместе с мамами посещать папы, даже бабушки. Дети, приходя из дома утром, рассказывали, что родители занимались с ними. Это, несомненно, положительно влияет на успех коррекционной работы.

Небольшая часть родителей шла на сотрудничество с большим трудом, ссылаясь на загруженность. Старались пригласить таких родителей на занятия вместе с наиболее деятельно настроенными родителями. Наблюдая активную работу взрослых с детьми, эти пассивные зрители сами начинали принимать участие в занятиях, постепенно включаясь в учебный процесс группы.

При работе с родителями придерживаемся следующих правил:

  • не прибегаем к назидательному тону, рекомендации даём в форме пожеланий;
  • в беседе о ребенке сначала обязательно сообщаем о его успехах, в любом случае - что-либо положительное, о трудностях говорим в мягком, сочувственном тоне. У родителей должно оставаться благоприятное впечатление о возможностях ребенка в преодолении дефекта.

Не подчеркиваем особенностей дефекта того или иного ребенка, если разговор шел в присутствии нескольких родителей.

Доброжелательный, доверительный тон вызывает расположение и симпатию родителей, они с готовностью выполняют рекомендации логопеда, помогая ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Сотрудничество логопеда и родителей заключается и в выполнении родителями домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях. Например, в теме "овощи-фрукты" при изучении от именных прилагательных было домашнее задание: взрослый должен нарисовать контур фрукта или овоща, а ребенок раскрасить красками, вырезать по контуру и принести в детский сад. Затем эти вырезанные плоды наклеивали на "банки", вырезанные из картона - готовили дидактическое пособие для игры в "Магазин продуктов" (покупка банок с соком, вареньем, джемом, повидлом).

К вспомогательным формам работы можно отнести наглядные средства: стенды, витрины, папки-передвижки, домашние игротеки. Их содержание как правило, посвящено ознакомлению с задачами текущего периода обучения, они содержат описание методов, приемов работы с детьми, рекомендации родителям. к вспомогательным средствам можно отнести: оформление зала, где проводится собрание, кукольный спектакль для родителей перед родительским собранием, оформление приглашений для родителей и др.

В подготовительной группе работа с родителями направлена на подготовку детей к школе, так как многие родители обеспокоены тем, что их дети пойдут в школу (показывают анкеты, беседы). При составлении плана работы на год их пожелания обязательно учитываются.

Итак, работа с родителями детей, имеющих нарушения речи, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционно-воспитательной работы, она тщательно планируется, осуществляется целенаправленно и регулярно.

Детский сад и семья должны поддерживать активный курс на создание единого пространства развития ребенка. Участие родителей в жизни дошкольника не только дома, но и в детском саду, помогло:

  • преодолеть авторитаризм и видеть мир с позиции ребенка;
  • относиться к ребенку как к равному;
  • понять его индивидуальность, радоваться его личному росту;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком, эмоционально его поддержать;
  • сформировать положительную мотивацию к коррекционным занятиям;
  • повысить эффективность коррекционной работы;
  • повысить самооценку ребенка.

Все это способствовало развитию личности ребенка, его социальной значимости.

Приложение 1

Приложение 2