Социализация подростков через формирование культурно-досуговой компетенции в условиях ЦДТ

Разделы: Социальная педагогика


Приложение 1

Оглавление.

Введение

Глава I. Культурно-досуговая компетентность – как управляемый педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям.

1.1. Социально культурная деятельность, как фундаментальная основа развития культурно-досуговой компетенции
1.2. Психолого-педагогические особенности развития подросткового периода

Глава II. Анализ деятельности Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей «Центр детского творчества», город Междуреченск.

2.1.  Особенности организации социально-культурного досуга подростков
2.2. Учреждение дополнительного образования – как своеобразная арена социально-культурной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение:

Происходящие в мире изменения, связанные с вхождением человека в социальный мир, его адаптация и социализация в этом мире, вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Вопрос о социализации подрастающего поколения стал предметом обсуждения во всем мире и внёс изменения в характере образования  конца XX – начала XXI века – отличаются в направленности, содержания целей, ориентируемых на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность подрастающего поколения.
Актуальность этой проблемы послужила предпосылкой «Концепции модернизации российского образования», на период до 2010 года зафиксировано положение о том, что «…общество должно формировать не только целостную систему ключевых компетенций подрастающего поколения, но и уровень социализации и адаптации в современных условиях, определяя тем самым современное качество образования». Интерес к проблемам социализации подростков через организацию массовой культурно-досуговой деятельности отражён в работах Г.И. Фролова, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского и др. Значительный вклад в научный анализ теории и практики подростковой культурно-досуговой деятельности внесли А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили необходимость выполнения данной работы.

Объект исследования – подростки, обучающиеся в творческих коллективах МБОУ ДОД «Центра детского творчества», города Междуреченска, Кемеровской области.

Предмет исследования – досуг подростков, в условиях «Центра детского творчества», города Междуреченска, Кемеровской области.

Цель работы – Формирование культурно-досуговой компетенции подростков, через социализацию в сфере досуга, в условиях МБОУ ДОД ЦДТ.

Задачи исследования:

  • Изучить социально-культурные досуговые технологии, формы, методы, работы и внедрить наиболее эффективные из них.
  • Создавать места демонстрации успешности, для формирования потребности у обучающихся в самосовершенствовании, самореализации, саморазвитии.
  • Проанализировать эффективность работы детского совета по организации досуга в клубе «Надежда» ЦДТ.

Практическая значимость: изученные материалы по организации досуга могут быть использованы специалистами образовательных и культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга подростков.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ специальной литературы и анализ нормативных документов «Центра детского творчества».
  • Анкетирование подростков ЦДТ, обработка анкет и анализ полученных данных.
  • Изучение опыта деятельности учреждения дополнительного образования по организации досуга подростков.
  • Педагогический эксперимент.
  • Наблюдение за изменениями подростков в разных сферах жизни, в ходе работы детского совета клуба «Надежда» (Видео-фаил. Творческий отчет – спрашивайте материал у автра статьи. Прим. ред).

Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Культурно-досуговая компетентность – как управляемый педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям

1.1. Социально культурная деятельность, как фундаментальная основа развития культурно-досуговой компетенции

Истоки культурно-досуговых форм социально-культурной жизни сопровождали человеческое общество на всех этапах его существования. Своеобразными центрами культуры были древнегреческие гетерии, ремесленников,  древнеримские коллегии – верующих, центры дворянской  знати – французские салоны и русские гостиные. В 1922 г. в России  выходит приказ о культуре и понятие «социально-культурная деятельность» получает своё активное развитие, как молодая наука. В 1974г. Российские исследователи культуры, утверждают, что потребление ценностей – есть главная цель нового поколения. Материалы исследования послужили методологической основой для исследований понятия «досуг».

Наиболее мнение по поводу понятия «досуг» высказал первый автор социолог Жофр Роже Дюмозидье. «Досуг – есть совокупность определённых занятий, которые индивид осуществляет по своей собственной воле, в свободное время от профессиональных и общественных обязанностей, в бюджете времени человека». Дополняя работы Ж.Р. Дюмозидье, российские учёные Руденский и Патрушев считают, что досуг есть общий фонд времени, который делится на две части:  досуг и свободное время, субъективно оцениваемое человеком, где важную роль играют: специальная организация и  смысл.

Огромный вклад в понятие «досуг» и «социально-культурная деятельность» принадлежит Виктору Владимировичу Туеву. Ему удалось дать более точное определение понятий «досуг» и «социально-культурная деятельность», по его мнению, досуг есть «…деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой личность восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Досуг деятельность, выбираемая личностью в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов». Исходя из определения понятия «досуг» В.В. Туев формирует определение понятия «социально-культурная деятельность» «СКД – это процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям». В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных составляющих и выступили понятия «компетенция и компетентность» – 1970-1990гг. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, относительно независимых друг от друга...». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности отражают суть мотивированных способностей». Существуют достаточно конкретные определения понятия компетенции – умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха в жизни. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко «…компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели». Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки – (ЗУН), способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д.

Под внешними ресурсами компетентности понимаются качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Обобщив изученный опыт, Джордж Ранев, формирует понятия «компетентность» – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, ЗУН, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что понятие «культурно-досуговая компетенция» возникает и развивается на базовой основе социально-культурной деятельности. Вся работа центров дополнительного образования строится на  организации содержательного позитивного досугового пространства для подрастающего поколения. Задача педагогов Д.О., состоит в том, чтобы, посредством интересных увлекательных занятий дать подросткам тот необходимый уровень (ЗУН), который им пригодился бы в дальнейшем для решения собственных жизненно важных проблем. И поскольку данная работа направлена на изучение содержания подросткового досуга, мы постараемся выработать дальнейшую планомерную систематизированную работу, позволяющую изменить уровень подрастающего поколения. Для этого необходимо в полной мере исследовать уровень психолого-педагогических особенностей подростков, о котором и пойдёт речь в параграфе 1.2.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития подросткового периода

Прежде чем говорить о формировании культурно-досуговой компетенции подростков, нужны знания их психологических особенностей.

Подростки – это социально-демографическая группа, имеющая подвижные границы, зависящие от периодизации изменений человеческой личности,  переживающая период социализации – становления социальной зрелости, через адаптацию к миру взрослых, в зависимости от социально-экономического развития общества, уровня культуры, и условий жизни, (Приложение 2).

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира». В этой связи процесс периодизации подросткового периода включает несколько специфических стадий. Стрельцов Ю.А. в своём труде «Человек в мире общения» описывает «…четыре ступени становления самосознания подростка». Подростковый период – это время выбора предпочтений и приоритетов будущей профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Развивая самосознание, т.е. целостное представление о самом себе: эмоциональный контроль, самооценку внешних, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков –  способствует целенаправленному самосовершенствованию, самовоспитанию, формированию гражданской жизненной философии подрастающего человека, созданию собственной теории смысла жизни, любви, счастья, политики. Появляется понимание единства системы; стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, самоутвердиться. Важнейший психологический процесс – становление самосознания и устойчивого образа личности, своего «Я», представлен в трудах немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Рассматривая особенности периодизации Фрейда, можно сделать вывод, что в подростковом периоде, помимо адаптации подросток проживает не менее важный период жизни – социализацию.

Социализацияэто процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация личности подростка происходит по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях: способы, средства производства духовной культуры, приёмы чувственного познания, абстрактного мышления, определенное мировоззрение, ценности, нормы, взгляды на общество, явления и события: усвоение принятых данным обществом правил поведения, обычаев, накопленного обществом запаса ЗУН. Каждая личность связана с окружающим ее миром, и обществом, отношениями, являющимися основой фундамента в формировании личности человека, и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершенствования деятельности по организации подросткового досуга большое значение следует уделять психолого-педагогическим особенностям данного возраста,  являющимся главным инструментом к пониманию процессов, связей и взаимоотношений, в цепи «личность-общество». Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного подросткового досуга об этом будет описано в главе II, параграфе 2.1.

Глава II. Анализ деятельности Муниципального Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей Центр Детского  Творчества, город Междуреченск

2.1. Особенности организации социально-культурного досуга подростков

Социализация через формирование культурно-досуговой компетенции, сегодня, становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала подростков и общества в целом. «Средства культурно-досуговой компетенции – это источники и инструменты вовлечения людей в мир культуры в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры». Методами воспитания называют способы работы, посредством которых достигаются воспитательные цели – целенаправленное воздействие людей на отдельного человека, группу, коллектив. Формами культурно-досуговой компетенции называются способы организации объекта, содержания и средств социально-культурной деятельности (массовые, групповые, индивидуальные). Содержание любой деятельности должно быть оформлено, а форма должна быть содержательна. В качестве обязательных компонентов воспитательного процесса должны существовать организационные формы воспитания. Организационные формы воспитания – «….это способы организации совместной деятельности воспитателей и воспитуемых субъекта и объекта СКД  – В. Туев». Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению подросткового досуга.

Таким образом, формирование культурно-досуговой компетенции требует определенных потребностей и способностей личности: активность, содержательность, разнообразие, интерес, развлекательный и ненавязчивый характер. Наличие этих условий предоставит возможность каждому участнику активно реализовать себя, проявить свою инициативу в различных видах СКД. Овладение творческими видами культурно-досуговой компетенции есть путь формирования личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Социальная значимость культурно-досуговой компетенции заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка и уровень его удовлетворения учреждениями дополнительного образования.

2.2. Учреждение дополнительного образования – как своеобразная арена социально-культурной деятельности

Эффективность использования подросткового досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность подростка в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений и т.д. Учреждения дополнительного образования, к которым в полной мере, относятся центр детского творчества – это многопрофильные организации «…основные сущностные черты которых заключаются в их широком социальном назначении, удовлетворения культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды между личностью и обществом».Эти условия нужно учитывать в организации и совершенствовании подросткового досуга и формировании культурно-досуговой компетенции. Изучив нормативные документы «Центра детского творчества», можно сделать вывод, что сущность ЦДТ сконцентрирована «…. в пространственном отношении, а культурно-досуговая компетентность социальной общности, связанна единством территории проживания». Практика проведения культурно-досуговых программ показывает, что результат деятельности в значительной мере зависит от содержания включения в её структуру алгоритмов культурно-досуговой компетенции, стимулирующих у подростков стремление к активизации творческой сферы. В наше время запросы и интересы подростков непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга.

ЦДТ оказывает образовательные, досуговые, информационные и другие виды услуг в соответствии с интересами и потребностями социальных заказчиков: личности, семьи, города, общества. Будучи педагогом дополнительного образования центра детского творчества, клуба «Надежда», принимаю для себя решение о проведении педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент – это целенаправленная педагогическая, искусственно созданная деятельность, в результате которой происходит решение поставленных проблем, путём сравнительного анализа имевшихся ранее данных и результатов эксперимента.

1. Экспериментатор – Сола Елена Сергеевна – педагог (первой квалификационной категории), МБОУ ДОД ЦДТ, клуб «Надежда».
2. Объект исследования эксперимента – респонденты – подростки, обучающиеся в творческих коллективах МБОУДОД ЦДТ, города Междуреченска, Кемеровской области.
3. Предмет исследования эксперимента – культурно-досуговая компетенция.
4. Цель эксперимента – выявить уровень овладения культурно-досуговой компетенцией и пути дальнейшего улучшение досуга подростков в условиях  «Центра детского творчества» города Междуреченска.
5. Задачи эксперимента:

  • Выявление уровня предпочтений  подростков в сфере досуга.
  • Создать условия для работы клуба «Надежда» по организации досуга в 2010-2011 учебном году, через работу детского совета и городского волонтёрского отряда «Милосердие» – (Приложение 5).
  • Проанализировать эффективность работы детского совета по организации досуга в клубе «Надежда».

6. Педагогические этапы проведения эксперимента

Педагогические этапы эксперимента

Начало эксперимента

Составление анкеты для выявления досуговых предпочтений подростков.

Социологический опрос, анкетирование испытуемых респондентов.

Основа эксперимента

Реализация работы клуба «Надежда» по организации досуга в 2010-2011 учебном году, через работу детского совета и городского волонтёрского отряда «Милосердие».

Конец эксперимента

Проанализировать эффективность работы детского совета по организации досуга в клубе «Надежда».

Предоставить творческий отчёт о проделанной работе – (Видео-фаил)

  • База экспериментаУчреждение Управления Образованием – Комитет образования Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей «Центр детского творчества», клуб «Надежда».
  • Критерии эксперимента:
  • Формирование культурно-досуговой компетенции.
  • Развитие способностей (организаторские, эмоционально-изобразительные, художественно-изобразительные, музыкальные, коммуникативные, конструктивно-технические, лидерские, философские, творческие).
  • Теоретическая подготовка (владение специальной терминологией).
  • Обще учебные (ЗУН): (учебные, интеллектуальные, коммуникативные, организационные).
  • Практическая подготовка.
  • Владение специальным оборудованием, творческие навыки.

1. Начало эксперимента.

Для выявления общих предпочтений подростков в сфере досуга была подобрана и изучена соответствующая литература. Для того чтобы начать эксперимент, используя опыт Журнала «СОЦИС» – «Исследования о предпочтениях подростков», была адаптирована анкета для проведения опроса среди старшеклассников, посещающих творческое объединение ЦДТ. Количество опрошенных респондентов составило 300 человек, (Приложение 3). Опрос осуществлялся волонтёрами клуба «Надежда».

По итогам общего опроса можно сказать, что из 100% опрошенных подростков, что составляет 300 человек, – из них 171 подростков отдали предпочтение пассивным видам досуга, а 129 подростков, склоняются к занятию активными формами  досуга, (Приложение 3).

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Проанализировав результаты социологического опроса можно сделать вывод, что среди наиболее популярных в подростковой среде видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру.Результат проделанных исследований показывает, что нужно стремиться к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание деятельности, вызывая у людей потребность активного участия в ней.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что «Центр детского творчества» – это своеобразная арена мест демонстрации успеха социально-культурной, образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной деятельности, как различных групп, так и отдельных индивидов. Для того чтобы выполнить социальный заказ общества и повысить уровень досуговой культурно-досуговой компетенции подростков, детским советом клуба «Надежда» ЦДТ, в течение 2010-2011 учебного года осуществлялась работа по организации досуга, результат которой представлен в творческом отчёте – (Видео файл).

Заключение

Изучение совершенствования деятельности Центра Детского Творчества по формированию уровня культурно-досуговой компетенции и организации  досуга, через социализацию подростков переживает достаточно сложный  период. Значительные социально-культурные  и  социально-педагогические  ресурсы  в формировании гражданских, личностных качеств подростков заложены  в  досуговой сфере,  которая  является  доминирующим   элементом   молодежной   культуры. Социально-педагогическая ценность досуговой  деятельности  зависит от способности личности подростка само регулировать  эту деятельность.  В работе  было проведено исследование, с целью совершенствования уровня культурно-досуговой компетенции подростков в ЦДТ и ставилась следующая задача: Определить сущность и функции досуга. При решении этой задачи была изучена и  проанализирована  специальная литература, что  позволило  рассмотреть  структуру  досуга  и  раскрыть  его основные  функции.

Таким образом, задачей учреждений Дополнительного Образования является  максимальная  реализация  развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит принцип организации, массовости, включения незадействованных  подростковых групп. Совершенствование организации культурных форм  подросткового досуга  обеспечит  ей  возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития,  будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы подростков.

При  анализе  был изучен и представлен опыт работы «Центра детского творчества» города Междуреченска. Итоги определенного анализа и творческого отчёта позволят сделать вывод,  что  поставленные  нами задачи выполнены.

Список литературы:

(Полный список используемой литературы представлен в Приложении 4).

  1. Денисова С.А., г. Новосибирск. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153
  2. Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".
  3. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988 – 53с.
  4. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – Тамбов, 2002. – С. 30-43.
  5. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» //Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.