Программа элективного курса по информатике "Азбука программирования"

Разделы: Информатика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Количество учебных часов в неделю: 1 час.
  2. Общее количество учебных часов: 34 часа.
  3. Образовательная область: информатика.
  4. Место курса в образовательном процессе

Одна из задач профильной школы - содействовать воспитанию подрастающего поколения, уровень развития и образ жизни которого соответствует условиям информационного общества. Сейчас практически невозможно найти человека, который бы не слышал таких слов, как информатика, программирование, а профессия программиста стала одной из самых престижных. Программисты занимаются тем, что создают программы для решения задач с помощью компьютера.

Элективный курс "Азбука программирования" предназначен для обучения школьников основам программирования и разработан для учащихся 8-9х классов, которые владеют знаниями в области основ алгоритмизации. Особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска решения поставленной задачи с помощью средств программирования. Он позволит не только обучить учащихся программированию, но и выявить тех, кто способен этим заниматься более углублённо, а также сможет в будущем году успешно участвовать в олимпиадах по информатике. Интерес к программированию может подтолкнуть школьников к занятиям научно - исследовательской работой, созданию исследовательских проектов, которые могут быть представлены на различные конкурсы и конференции.

Велика роль программирования для формирования мышления школьников, умения строить модели, самостоятельно составлять алгоритмы решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей формирует интеллектуальные способности школьников, активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.

Цель курса

  • Основной целью курса является ознакомление учащихся с разработкой несложных алгоритмов, реализация их в среде процедурного программирования на языке Pascal и в среде объектно-ориентированного программирования Delphi, а также приобретение навыков работы с машинной графикой.

Задачи курса

  • Способствовать формированию у школьников алгоритмического стиля мышления и обучить принципам работы по созданию собственных информационных ресурсов.
  • Научить учащихся использовать основные приёмы программирования и алгоритмические конструкции языка Паскаль для написания программ решения несложных практических задач и задач олимпиадного уровня.
  • Познакомить школьников с основами работы в среде объектно-ориентированного программирования Delphi, рассмотреть последовательность действий, направленных на создание проекта, структуру проекта, его сохранение и запуск.
  • Обучить учащихся графическим возможностям среды Turbo Pascal и Delphi. Показать, как пользоваться встроенными графическими средствами и как получить простейшие изображения.

Методы обучения

Обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Групповая работа будет осуществляться преимущественно в проектной форме. Проектная деятельность позволяет развивать исследовательские и творческие способности учащихся и свести роль учителя к обязанностям консультанта. Выполнение проекта завершается его представлением и защитой.

Формы организации учебных занятий

Каждое занятие будет включать в себя теоретическую часть в виде лекции и практическую, которая будет состоять в решении задач на языке Pascal или в создании приложений (проектов), работающих под управлением операционной системы Windows. Темы всех лекций будут начинаться с постановки задачи - характеристики того образовательного продукта, который предстоит создать учащимся в ходе выполнения практических заданий. Далее школьники будут знакомиться с теоретической основой изучаемой темы, разработкой алгоритма выполнения задания и написанием программ для решения задач. Курс содержит задания разной степени сложности, которые предназначены для самостоятельного выполнения и направлены на формирование умений, необходимых для решения задач на минимальном уровне планируемого результата обучения. После чего возможен переход на более высокий уровень обучения, на котором учащиеся будут выполнять творческие работы по созданию определённого образовательного продукта.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля достижений учащихся будут программные продукты, проекты, творческие работы как индивидуальные, так и групповые. Качество ученических работ будет определяться:

- по степени оригинальности используемого алгоритма решения задачи;

- алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;

- по степени "читаемости кода" (используемому стилю программирования);

- программа должна решать поставленные задачи и не содержать скрытых ошибок, которые затрудняют процесс её выполнения.

Работы учащихся могут пополнить их собственные портфолио.

Тематический план курса

Наименование тем Всего часов из них: Теория Компьютерный  практикум
Тема 1. Знакомство с языком Pascal 6 4 2
1.1 Структура программы на языке Pascal 1 1  
Простые типы данных 1 1  
Подпрограммы: процедуры и функции 2 1 1
Использование графического модуля 2 1 1
Тема 2. Основные алгоритмические конструкции на языке Pascal 10 4 6
Оператор присваивания 1   1
2.2 Условный оператор If : Then : Else 2 1 1
Оператор выбора Case : of 2 1 1
2.4 Циклы: For: Do; While : Do; Repeat : Until 3 1 2
2.5 Компьютерная анимация 2 1 1
Тема 3. Структурированные типы данных 7 3 4
3.1 Массивы 3 1 2
3.2 Строковый тип данных 2 1 1
Файловый тип данных: чтение из файла, запись данных в файл 2 1 1
Тема 4. Интерфейс среды Delphi 1 1  
Тема 5. Разработка проекта в среде Delphi 1   1
Тема 6. Работа с компонентами в среде Delphi.

Создание проекта "Калькулятор"

2   2
Тема 7. События и их обработка в среде Delphi.

Создание проекта "Текстовый редактор"

2   2
Тема 8. Работа с датой и временем в среде

Delphi. Создание проекта "Таймер"

1   1
Тема 9. Работа с графикой в среде Delphi.
  • Создание проектов:
  • "Рисование с помощью мыши"
  • "Просмотр графических файлов".
3   3
Тема 10. Создание проигрывателя для просмотра файлов формата avi 1   1
Всего: 34 часа 12 часов 22 часа

Список использованной литературы

  1. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика".- М.: Вита-Пресс, 2004.
  2. А.И. Гусева. Учимся программировать: Pascal 7,0. Задачи и методы их решения. М: "Диалог-МИФИ", 1998.
  3. В.Б. Попов. Turbo Pascal для школьников. Учебное пособие. М: Финансы и статистика, 1998.
  4. Н.Б. Культин. Turbo Pascal в задачах и примерах. СПб: БХВ - Петербург, 2002.
  5. Н.Б. Культин. Программирование в Turbo Pascal и Delphi. СПб: БХВ - Петербург, 2002.