Письменное деление на однозначное число

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление трёх-четырёхзначных чисел на однозначные;
  • совершенствовать решать задачи с величинами: скоростью, временем, расстоянием и решать уравнения.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

Работаем парами. Поменялись с соседями тетрадями.
Ручкой с зелёной пастой отмечаем: правильно – «+»; ошибка – «–».
Оцениваем работу соседа.

3. Устный счёт (закрепление вычислительных навыков).

80 * 5 : 200 * 39 – 50 : 4 =
360 : 60 * 80 : 4 + 90 : 3 =

А) «За 3 минуты сокол пролетел 69 м. Какова скорость сокола?»

– Что известно? (Время, расстояние)
– Что надо узнать? (Скорость)
– Как найти скорость? (Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время)

Один ученик выходит к доске и записывает формулу:

V = S : t
69 : 3 = 23 (м/м)

Б) «Машина ехала со скоростью 80 км/ч и преодолела 320 км. Сколько времени она была в пути?»

– Что известно? (Скорость, расстояние)
– Что надо узнать? (Время)
– Как найти время? (Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость)

Следующий учащийся выходит к доске и записывает формулу:

t = S : V
320 : 80 = 4 (ч.)

В) «Муха летела со скоростью 5 м/мин и была в пути 12 минут. Какое расстояние она пролетела?»

– Что известно? (Скорость, время)
– Что надо узнать? (Расстояние)
– Как найти расстояние? (Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время)

Следующий учащийся выходит к доске и записывает формулу:

S = V * t
5 * 12 = 60( м)

4. Работа по теме урока

– Сегодня продолжим тему: «Письменное деление на однозначное число».

А) 3 ученика поочерёдно решают примеры на доске с подробным объяснением приёма деления.

754 : 2                                  861 : 3                                          588 : 4

Б) 2 ученика решают пример за закрытой доской, остальные самостоятельно.

625 : 5

Проверка.

В) Открыли учебник на странице 87, задача № 479. Прочитали про себя (один учащийся читает вслух)

– Какие опорные слова возьмём?

Учитель на доске записывает условие задачи.

Решение задачи с комментированием.

– Сразу можем ответить на вопрос задачи? (Нет)
– Почему? (Сначала надо узнать сколько собрали во вторник)
– Каким действием узнаем сколько собрали во вторник? (Делением)

1) 278 : 2 = 139 (ц) – во вторник (считаем делением в столбик)

– Каким действием узнаем сколько собрали в среду? (Сложением)

2) 278 + 44 = 322(ц) – в среду

– Теперь можем ответить на вопрос задачи? (Да)

3) 278 + 139 + 322 = 739 (ц) – всего

– Как запишем ответ?

Г) Решение уравнения.

1 ученик у доски.

х * 4 = 413 + 535

– Что сначала надо сделать? (Сосчитать в правой части)

х * 4 = 948

– Какой компонент неизвестен? (Первый множитель)
– Как найти неизвестный первый множитель? (Чтобы найти неизвестный первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель)

х = 948 : 4
х = 237

Д) Решение примера на порядок действия.

772 : 2 + 224 * 3 =

Пример записан на доске. Учащиеся решают самостоятельно, все вычисления записывают в тетради в столбик.

Е) Дополнительно для тех кто решил, карточки с примерами на деление «Угадай слово».

ь     у      р     к    а    м    о    в    ы    ш
0     1      2     3    4    5     6    7    8     9

980802 : 3                                        725348 : 2                                     242123 : 7
307404 :  6                                       6315 : 5                                         46206 : 9

5. Итог урока

6. Домашнее задание: стр. 87, № 478.