Задания, направленные на совершенствование вычислительных навыков

Разделы: Начальная школа


Глубокие изменения в мире и российском обществе обусловливают необходимость выработки новых приоритетов и ориентиров образования.
С одной стороны необходимо учитывать в образовании национально-региональный компонент, связанный с ориентацией национальных регионов на самоопределение и развитие национальной культуры, традиций, языка; с другой – создать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми.

В условиях обновления общественных отношений, когда происходит переосмысление многих мировоззренческих понятий, исторических и политических концепций особую актуальность приобретает решение проблем обучения с учетом национально-региональных особенностей образования. Это обеспечивается содержанием обучения, методической системой, учитывающей этнопедагогические и этнопсихологические особенности воспитания.

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразия в ее организацию. Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

На занятиях учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает эффект, возможность усилить воспитательный осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

Мы предлагаем включить использование национально-регионального материала как дидактическое условие формирования и развития УД. Формирование учебных потребностей и мотивов младших школьников во многом зависит от «узнаваемости» содержания учебной задачи, от эмоционального переживания, вызванного условиями задачи и ситуацией, описанной в ней. Здесь важно удержать соотношение между конкретным (в моей практике этнодидактическим) содержанием учебной задачи и целью поиска  учащимися обобщенного  способа решения целого класса задач общекультурных задач.

Предложенные в статье задания можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе с детьми.

I. Математические квадраты, треугольники.

1. Как называлось жилье у бурят в древности?
юрта – 14
чум – 12

14 0 10
  8  
     

Для проверки выбора ответа заполните пустые клетки так, чтобы квадрат стал магическим. Разность наибольшего и наименьшего из них поможет вам выбрать ответ.
2. Определить количество букв и слогов в слове юрта. Нарисуйте схему слова юрта.
3. Юрта у бурят служила не только жилым, но и хозяйственным помещением (весной в ней содержали родившихся телят, ягнят). Посуда и утварь делалась из кожи, дерева, бересты, войлока. Юрта делилась на мужскую и женскую половины. В мужской были сбруя, орудия труда, а в женской – домашняя утварь, продукты питания. В центре находился очаг, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма.

2. Определите, об орехах какого дерева идет речь: “По питательным свойствам орехи превосходят молоко и мясо, поэтому используют их в кондитерском производстве при приготовлении халвы, тортов?”
кедр –10
ель – 25

30       
5   45
40    

Для проверки выбора ответа заполните пустые клетки, чтобы квадрат стал магическим. Наименьшее из чисел поможет вам выбрать ответ.
2. Кедр, ель, пихта продолжите список. Как называются эти деревья? Сделайте фонетический разбор слова кедр.
3. Кедр образует леса в более холодных и влажных местах, особенно в Саянах, Хамар-Дабане, Приморском хребте. Заготовляют кедровые орехи в сентябре. Масло употребляется в консервной промышленности.

 

3. Этот  кустарничек с деревянистым гладким стеблем и остро-серебристыми блестящими листьями. Ягоды черно-синие, сочные, созревают в конце июля. Что за ягода?
черника – 11
голубика – 12
ежевика – 13

  9  
        
12 17 10

Для проверки выбора ответа заполните пустые клетки так, чтобы квадрат стал магическим. Наименьшее из чисел поможет вам выбрать ответ.

2. Сделайте морфологический разбор существительного черника. Составьте предложение со словом черника.

3. Черника распространена в лесной зоне и горнолесном поясе Восточной Сибири, в сырой тенистой тайге, по сосновым борам.

 

4. Разводят ли байкальских рыб в других странах?
да – 5
нет – 8

2 7 6
9   1
4 3 8

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь таблицей. Какое число надо записать в пустой клетке таблицы, чтобы квадрат стал магическим?
2. Слова омуль, осетр разберите как часть речи (сделайте морфологический разбор слов).
3. Омуля разводят в Японии,   Англии. В Японии с 1964 года разводят также осетра. Самый крупный омуль, селенгинский, имел вес до 5 кг и длину около 50 см. Осетры в Байкале живут до 50-60 лет и более и достигают 100-130 кг. веса.

 

5. Сколько видов пищевых растений используется в тибетской медицине?
77 – 9
24 – 10
32 – 12

13    
  15  
    17

Для проверки выбора ответа заполните квадрат, чтобы он стал магическим. Наименьшее из чисел поможет вам выбрать ответ.

2. В тибетской медицине использовали 77 видов пищевых растений. Из их числа 24 вида используются в индийской и арабской медицине.

 

 

II. Блок-схемы

1. Какой металл Бурятии называется металлом здоровья?
рубин – 25
серебро – 36

2. Подберите однокоренные слова к существительному серебро.

3. Серебро – металл здоровья. Приготовленная по современным технологиям “серебряная вода” может значительно уменьшить заболеваемость гриппом, ОРЗ. Повседневное использование серебряной посуды дает лечебно-профилактический эффект.

2. Эта рыба – водный  хамелеон 
Щука – 27
Налим – 28
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь блок-схемой:

2. Подберите прилагательные к существительному щука. С одним словосочетанием составьте предложение.

3. Щука способна мгновенно изменять цвет в зависимости от окружающей среды. В траве она темно-зеленая, на песчаной отмели – золотисто-желтая, у коряги – бурая.
Щука – прирожденная охотница. Добычей щуки становятся: плотва, окунь, ерш, пескарь.

3. Это лекарство помогает при отравлениях, врачует болезни почек и печени. О чем идет речь?
мускус кабарги – 29
гвоздика – 28
Для проверки выбора воспользуйтесь блок-схемой.

2. Кабарга живет в еловых лесах. Кормом служат бородатые и кустистые лишайники, растущие на стволах и ветвях елей. Из мускуса кабарги в Китае изготовляют тонизирующее средство, а в Европе он используется для придания стойкости аромату духов.

4. Назовите озеро, расположенное недалеко от устья р.Турки, в 27 км от Байкала?
Котокель – 5
Гусиное – 4
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров. Конечный результат поможет вам выбрать ответ.

2. Озеро Котокель – самое крупное из озер побережья Байкала. Котокель является одним из самых богатых рыбопромысловых озер побережья Байкала. Здесь добывают сорогу, ельца, язя, щуку и другие породы рыб.

5. Какое дерево встречается на южном побережье Байкала, а также у подножия Восточного Саяна? Прародиной его считается Северная Америка.
голубая ель        90
сосна                   18
лиственница       15
Для проверки выбора ответа решите цепочку примеров. Действия выполняются обратные данным.

2. Составьте предложение со словосочетанием голубая ель и сделайте его синтаксический разбор.

3. Голубая ель расположена и на территории Канады и в некоторых районах США. Очень стройное и красивое дерево, живет в среднем 400-600 лет. Отличается сизо-голубой окраской хвои. Хорошо прижилась в Улан-Удэ на площади Советов.

III. Арифметические ребусы

1. Функции этого человека в древности были разнообразны: лекарь, предсказатель судьбы человека, защитник его от злых духов. О ком идет речь?
шаман – 0
охотник – 2

Для проверки выбора ответа решите арифметические ребусы. В место * вставьте цифру, и наименьшее из них поможет выбрать ответ.

2. По поверию эвенков, шаманы обладали сверхъестественной способностью вступать в общение с духом. Камлание у эвенков состояло в ритуальной пляске, пении и ударах в бубен.

2. Какое  имя в переводе с бурятского означает путешествие?
Аян – 1
Барас – 3

Для проверки выбора ответа решите арифметический ребус. Наименьшее из цифр поможет вам выбрать ответ.

2. Сделайте морфологический разбор существительного Аян. Каким, по вашему должен, быть человек, носящий имя Аян (в переводе путешествие).

IV. Задания на нахождение суммы, разности чисел

1. В каком году был образован Улан-Удэ?
в 1056 г , 1666 г, 1247 г.

484 246 368 386
385 147 269 287
238 0 122 140
492 773 895 913

Выбери из каждой строки и каждого столбца таблицы по одному числу. Сумма четырех выбранных чисел поможет вам выбрать ответ.

2. В 1666 году в устье реки Уды ставится Удинское зимовье, вскоре ставшее острогом. Позднее Удинское зимовье выросло в город Верхнеудинск, который позднее был переименован в г. Улан-Удэ.

 

2. Какой город Бурятии был центром торговли России с Китаем в XVIII-XIX вв?

7 10 4 5 9
         

Для проверки выбора ответа заполни пустые клетки буквами, заменяя каждое число суммы меньших чисел из таблицы.

+ 2 5 7
2 х к а
3 т п я
1 н р м

2. До 1934 года Кяхта называлась Троицкосавское. В первой половине XIX века Кяхта “гремела во всем мире, имея дела с Лондоном и Америкой, не говоря уже о России, Китае”. Русско-китайская торговля шла по караванному пути через пустыню Гоби и Ургу (Улан-Батор), по которому доставка товаров из Пекина в Иркутск занимала около 4 месяцев, была дорогостоящей и опасной. Со строительством железной дороги караванный путь стал не нужен.

3. Какое дерево в возрасте 500 лет обнаружено на территории Аршана?
Лиственница-уникум – 23
Кедр – 28
Пихта – 17

10 15 7
3 8 0
8 13 5

Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу. Сумма трех выбранных чисел поможет выбрать ответ.

2. Сколько слогов в слове лиственница? Составьте предложение со словом лиственница и разберите его.
3. На территории курорта Аршан растет лиственница-уникум, ей 500 лет. Хвоинки у дерева мелкие и опадают каждую осень, как листва, отсюда и название дерева. Древесина твердая, тяжелая и долговечная. Северяне издавна делали из нее телеграфные столбы, сваи для мостов.