Основной закон страны

Разделы: История и обществознание


Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны, развивать умение работы с юридическими документами, формировать уважение к закону и правопорядку.

Учащиеся должны: знать правила работы с юридическим документом, знать зачем нужна Конституция, объяснять смысл понятий: Конституция, президент, депутат, разделение властей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: история.

Оборудование: Презентация, медиа-проектор.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Преимущества данной презентации на уроке:

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • дает возможность обеспечить не только аудильное, но и визуальное восприятие информации;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Переходный момент

Повторение. Воспроизведение уч-ся знаний полученных на предыдущем уроке, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
Сообщение темы и цели предстоящей работы (вхождение в урок)

III. Изучение нового материала (погружение в урок)

Объяснение  нового материала с показом презентации

IV. Обобщение и закрепление знаний, формирование умений

Работа с раздаточным материалом.
Игра «Путаница»

V. Итог урока

Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Переходный момент

Повторение изученного материала.

– Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили тему «государство и его граждане». Давайте сейчас повторим изученный материал.

Фронтальный опрос

– Объясните смысл понятий государство, гражданин, паспорт, суверенитет.
– Когда возникли первые государства?
– Назовите основные признаки государства?

Вхождение в урок

На мониторе написан эпиграф к нашему уроку, прочитайте его и скажите какое слово в данном эпиграфе для вас новое? (Закон)

(Слайд 1)

Эпиграф: Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Джон Локк)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(Слайд 2)

Тема урока: Основной закон страны

– Тема нашего урока: основной закон страны. Цель нашего урока: познакомиться с основным законом нашей страны, научиться правильно и грамотно работать с юридическим документом.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя сопровождается показом Презентации. (Слайд 3)

План урока

  1. Что такое Конституция?
  2. Государственый суверенитет.
  3. Принцип разделение властей

Давайте запишем план урока.

(Cлайд 4)

Основные понятия урока: Конституция, президент, депутат, разделение властей

(Cлайд 5)

Предыстория Конституции

Главным законом государства выступает Конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство. порядок и принципы устройства, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Первые попытки создать Конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, возникли много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей – императоров. В своем современном виде первые Конституции появились в 1789 году в США (В 1791 году Билль о правах ) и во Франции (1789 год. «Декларация прав человека и гражданина»)
В России декабристы.вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть монархию и установить республику, тоже предложили Конституцию.

(Слайд 6)

– А сейчас мы с вами обратимся к исторической справки, из не мы узнаем историю нашей конституции.
В день убийства императора Александра II в 1881 году на его столе был обнаружен документ конституционного типа, согласно которому в стране создавалась бы новая система управления – появился представительный законодательный орган. Другой император
Николай II в 1905 г.провозглашает  Манифест 17 Октября, который напоминал Конституцию –учреждался законодательный орган –Государственная Дума, провозглашались демократические свободы.
И только после событий Октябрьской революции 1918 г. Принят документ с названием Конституция. Она закрепила диктатуру (власть) пролетариата, провозгласив задачу – подавить эксплуататоров до полного уничтожения. Значит, все же насилие становилось важным правилом в жизни государства.
У рабочих было несколько больше прав, чем у крестьян. Государство провозглашалась республиканским, затем были Конституции 1973 г, 1978 г. которые закрепили различные права своих граждан. Сегодня у нас действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме.

(Слайд 7)

Итак, в декабре 1993 года состоялся референдум.

Референдум – это всенародное голосование. (запись в тетрадях)
Во всенародном голосовании участвовало 55% тех, кто имел право голосовать. Из них 60% высказались «за» конституцию и около 40% «против»

– Скажите, как бы вы оценили результат всенародного голосования?

Вывод: 12 декабря 1993 года была принята Российская конституция.

(Слайд 8)

Конституцию называют Основным законом страны, который наряду с другими нормативными актами регулирует нашу жизнь. Конституция выступает основой текущего законодательства.
Для чего нужна Конституция?
Прежде всего не чувствовать себя чужим в собственной стране, ощущать себя гражданином. Ведь  в Конституции закреплены права гражданина.
Давайте рассмотрим структуру Основного закона нашей страны.

Российская конституция содержит преамбулу (запись в тетрадях)

Преамбула – содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции.

Конституция состоит из 9 глав, в которой закреплены:

Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционые поправки и пересмотр Конституции.

(Слайд 9)

Прочитайте преамбулу и скажите, что говорится в ней?

Наша Конституция включает в себя набор ценностей: (учитель выделяет на мониторе с помощью вкладки ФЛОМАСТЕР отдельные фразы преамбулы соответствующие определенным ценностям.)

  • нравственные ценности: «веру в добро и справедливость»
  • патриотические: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение Отечеству»
  • демократические: «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, возрождая суверенную государственность России»
  • ценности международного сотрудничества: «сознавая себя частью мирового сообщества»

(Слайд 10)

Самостоятельная работа.

Прочитайте из Конституции Главу 1. Статьи 1, 2, 3. Сделайте обобщение. (Проводится комментированное чтение учащихся)

Статья 1.

1. Российская федерация – Россия есть демократическое Федеративное государство с республиканской формой правления.
2. Наименование Росийской федерации и Росия равнозначны.

Статья 2.

1. Человек, и его права являются высшей ценностью.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многоциональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Вывод: Главное в конституции – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

(Слайд 11)

Наша страна называется Россия или Российская Федерация. Согласно конституции – это демократическая республика, которая признает, соблюдает и защищает права и свободы человека. Главой нашего государства является президент. Он выступает и Верховным главнокомандующим Вооруженных сил страны, может издавать указы распоряжения.
Законы принимает специальный представительный  орган – парламент (в нем работают люди, которые представляют интересы народа, поэтому он получил такое название). Парламент нашей страны называется Федеральное собрание. Оно состоит из Совета федерации и государственной Думы. Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (устанавливают правила между народами, которые живут в разных странах), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются. Люди могут их прочесть и должны знать, что тайные документы такого рода не будут иметь юридическую силу.

(Слайд 12)

Запись в тетрадях

В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей , кроме законодательной (создает законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть.

Глава 5. Федеральное собрание. Ст. 97.
Высшим законодательным органолм Росии является парламент – Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации Ст. 110.
Принятые законы надо исполнять. А поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. Ее возглавляет Правительство РФ.
Глава 7. Судебная власть. Ст. 118
Если законы, принимаемые в стране не соответствуют Основному закону страны, нарушаются права и свободы граждан, тот можно обратиться в Конституционный суд. Он дает толкование Конституции и разрешает споры о соответствии всех законодательных актов Конституции и разрешает споры о соответствии законодательных актов конституции. Этот суд может отменить закон противоречащий конституции.
Большинство дел уголовного, гражданского, административного и трудового характера разрешаются в судах общей юрисдикции.
Экономические споры в сфере предпринимательства между юридическими лицами рассматривается арбитражными судами.

(Слайд 13)

Работа над основными понятиями (запись в словари)

Название термина

Значение термина

Конституция Основной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельность органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан
Президент Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Принцип разделения властей Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, они самостоятельны. Независимы и взаимно дополняют друг друга

Частично-поисковый метод

– Посмотрите, пожалуйста на основные понятия нашего урока, и скажите какой термин мы с вами пропустили и не записали? (Депутат)
– У каждого из вас лежат на столе стать из юридического документа Конституции.
– Почитайте и выберете ту статью, в которой идет речь  о депутате.
– Кто может быть избран депутатом Государственной думы?
– Депутат государственной Думы может быть депутатом иных представительных органов государственной власти?

(Слайд 14)

IV. Закрепление

Обобщение и закрепление знаний полученных на уроке (первичное закрепление)

Работа с раздаточным материалом

Ребята, на партах у вас лежит игра, которая называется «ПУТАНИЦА».
Представлена таблица, в которой дано название термина и его значение, вам необходимо стрелочкой показать соответствие данного термина со значением этого термина. Для выполнения этого задания вам поможет таблица, которую вы записали перед этим заданием. (Самостоятельная работа)
Проверку этого задания  учащиеся вместе с учителем выполняют на экране монитора. (Маркером показываю правильный ответ, учащиеся исправляют ошибки в своей работе).

V. Фронтальная беседа

– Что такое Конституция?
– Для чего нужна конституция?
– Как добиться того. Чтобы каждый гражданин знал Конституцию страны?
– Чему посвящается преамбула Конституции РФ?

Вывод: главным законом государства выступает Конституция страны. Главная задача демократической Конституции обеспечение равноправия граждан, способствовать возрождению российской суверенной государственности.

VI. Подведение итогов

– Наш урок подошел к концу. Понравился ли он вам, что нового вы узнали?
– У каждого ученика лежит по три разные буквы, красная. Желтая и синяя.

Красный цвет буквы означает что уч-ся урок понравился, все на уроке было понятно и интересно, желтый – не очень урок понравился и не все понял на уроке, синий – совсем урок не понравился и ничего не понял на уроке.
На листе бумаги написано  слово Основной закон страны – каждый ученик выбирает свою букву и прикрепляет ее на лист, последнюю букву ставит учитель. Учитель говорит о активности учащегося на уроке.
В итоге должно получиться слово конституция. (Из прикрепленных букв в слове учитель узнает, понравился урок или нет, кто из учеников не все понял на уроке).

(Слайд 15)

VII. Домашнее задание: §8, ответить на вопросы учебника, работать над основными понятиями. Написать рассказ, «каким я представляю государство будущего»

Литература:

  1. А.И.Кравченко, Обществознание , М.,  Русское слово, 2005 г.
  2. Конституция Российской Федерации., М., Омега-Л., 2009 г.