Программа "Экологическое образование и воспитание младших школьников"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы.

Изучение данного курса важно по двум причинам:

– необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего обучения;
– актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

При прохождении данной программы можно решить несколько задач:

– убедить учащихся на многочисленных примерах из жизни в том, что природа является основой жизни общества каждого человека в отдельности, что всё необходимое люди берут у природы;
– развить и углубить мотивы охраны природы: экономические, эстетические, познавательные, гуманистические и санитарно-гигиенические:
– выработать потребность в природоохранительной деятельности;
– заложить основы экологической культуры;
– воспитать нравственные качества: доброту, заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю, готовность действовать в защиту окружающей среды.

«Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т.к. равновесие нарушено и не в пользу природы.

Экологическое воспитание учащиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей.

«Экология в культуре народов Алтая» подразумевает знакомство детей с животным и растительным миром в народно-прикладном искусстве, например, алтайском орнаменте, которым украшают одежду, головные уборы, обувь; русском орнаменте, который можно обнаружить в вышивках, ковроткачестве, предметах домашнего обихода.

На уроках музыки дети разучивают песни о природе, поют частушки. На уроках литературного чтения легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы позволяют расширить знания учащихся о том, как люди используют природу, кА они берегут и охраняют её.

Важным этапом в формировании экологической культуры являются уроки русского языка, математики, изобразительного искусства. Технологии. Написание диктантов, сочинений, изложений, составление рассказов и сказок на экологические темы позволяет «убить двух зайцев»: развивает речь учащихся и обогащает словарный запас, прививает навыки общения с природой и охраны её. Решение задач на экологические темы на уроках математики заставляет задуматься о том, как человек губит природу и что он делает полезного, делают для себя соответствующие выводы.

Для закрепления теоретических знаний разработан «Экологический практикум», где учащиеся убеждаются в том, что, не подозревая, они могут наносить вред природе, а, зная об этом, не допускать его и снизить отрицательное воздействие на среду обитания.

Важную роль в экологическом воспитании играют внеклассные мероприятия. Экскурсии
на живую природу не идут в сравнение с беседами. Здесь дети могут лично общаться с растениями, животными, слушать пение птиц, видеть работу дружных муравьёв, игру рыб, почувствовать сердцем природу. Утренники и праздники всегда оставляют долгую память, т.к. дети к ним готовятся, делают костюмы, учат стихи, разыгрывают инсценировки.

Программа разработана для проведения:

– факультативных занятий по экологии;
– внеклассных мероприятий,
– внеклассных занятий, осуществления межпредметных связей;
– изучения культурного наследия народов России и Горного Алтая.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы).

Содержание программы

Раздел 1.

Экология в культуре народов Алтая. Растительный мир Горного Алтая в народных орнаментах русских и алтайцев. Изображение животного мира республики Алтай в национальных узорах и вышивках. Экология в музыкальных произведениях. Легенды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе Алтая. Чтение и обсуждение книг о природе писателей и поэтов Алтая.

Раздел 2.

Экология на уроках русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, чтения. Диктанты, сочинения, списывание, творческие диктанты, изложения, составление рассказов и сказок на экологические темы, о красоте природы нашего края.
Задачи экологического содержания на уроках математики. Кодированные примеры и задания о природе. Составление задач на экологическую тему.
Изготовление игрушек из бросового материала. Сбор природного материала и использование его на уроках технологии. Выставки поделок.
Изображение красоты родного края на рисунках. Беседы по картинам художников – пейзажистов. Дидактические и ролевые игры на уроках литературного чтения. Драматизация произведений о природе.

Раздел 3.

Экологический практикум
Проведение практических занятий по темам: «Вода», «Воздух», «Пища», «Энергия», «Мусор», «Почва», «Живые существа рядом с нами», «Семья», «Охрана природы – не выходя из дома». Выпуск бюллетеней по данным темам. Проекты по данным темам. Решение экологических проблем: почему пересыхают водоёмы, куда исчезает рыба, почему стало меньше животных и т.д.

Раздел 4.

Экология на внеклассных мероприятиях. Проведение экскурсий в природу. Экологическая тропа (очное и заочное путешествие). Чтение и обсуждение экологических сказок-загадок. Этические беседы. Викторины. Разучивание национальных игр с образами. Забота о птицах (сбор корма, изготовление кормушек). Уход за комнатными растениями.

Раздел 5.

Экология и родное село.
Рейды по селу: «Чистота у моего дома», «Свалки – в указанном месте». Озеленение приусадебного участка совместно с родителями. Помощь пенсионерам в уборке территории.

Раздел 6.

Факультатив «Основы экологических знаний»

Программа курса рассчитана на 34 часа в каждом из начальных классов (1-4 кл.). Целью курса является начальное экологическое образование учащихся и применение знаний на практике.

Программа состоит из двух частей6 теоретической и практической. Практическая часть расширяется за счёт летних каникул, когда с детьми занимаются родители, приводя в порядок приусадебный участок.

Программа теоретических знаний включает в себя 4 раздела:

1. «Природа в творчестве писателей, поэтов, художников»

При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с книгами о природе различных писателей, с картинами художников, с энциклопедиями, расширяют свои знания о многообразии животного и растительного мира, получают первоначальные понятия о том, как взаимосвязаны флора и фауна и человек друг с другом.

2. «Беседы о природе»

При изучении второго раздела ученики получают теоретические знания о правилах поведения в природе; почему нужно беречь и охранять природные богатства; что дети сами могут сделать для охраны природы там, где они живут; получат представление о заповедниках и «Красной книге». Как ухаживать за посаженным деревом. Наши братья меньшие. Люблю берёзу русскую. Путешествие плодов и семян. Чем богат наш край. Первоцветы. По заповедникам России. Школьникам об охране недр. Закон об охране природы в России.

3. «Игры, утренник, праздники, викторины»

Этот раздел состоит из игр, утренников, праздников, викторин. Чтобы ранее изученные темы хорошо усвоились, их нужно закреплять, повторять, но уже в игровой форме, привлекая к участию не только детей своего класса, но и других учеников начальной школы.

4. «Творчество детей»

Раздел 4 позволяет развивать творчество детей, учит фантазировать. Проводятся конкурсы поделок из природного и бросового материала. Выпуск газет. Устные журналы. Составление кроссвордов о природе. Разработка плакатов и листовок в защиту природы. Конкурсы рисунков о природе.

Практические и домашние задания.

Учат применять полученные знания на практике, учат наблюдать, бережно относиться к природе, использовать её дары. Учат сохранять чистоту, чтобы уменьшить количество бросового материала и образованию свалок у дома и вокруг села. Сбор корма для птиц. Участие в посадках деревьев. Работа на пришкольном участке. Посадка комнатных растений и уход за ними.

Тематическое планирование материала

1 класс

Изучаемый материал Часы
1 Осенняя экскурсия в природу. 2
2 Природа в загадках. 5
3 Сбор корма для птиц. 2
4 Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом» 1
5 Изготовление кормушек для птиц. 2
6 Чтение книг о птицах. 2
7 Чтение книг о деревьях. 2
8 Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки» 1
9 Игра «Угадай собаку» 1
10 Зимняя экскурсия в лес. 1
11 Беседа «Лес – наше богатство» 1
12 Птицы нашего края. 1
13 Праздник весны. 2
14 «Мои друзья – насекомые» (викторина) 2
15 Утренник «По грибы, по ягоды» 2
16 Беседа «Какой бывает дождик» 1
17 Народные приметы 1
18 Беседа «Люблю берёзу русскую» 1
19 Утренник «Люби и знай свой край» 2

2 класс

Изучаемый материал Часы
1 Правила поведения в природе 1
2 Осенняя экскурсия в природу 2
3 Беседа «Вода – это жизнь» 1
4 Посадка деревьев и кустарников 2
5 Беседа «Путешествие плодов и семян» 1
6 Сбор плодов и семян для птиц 2
7 Изготовление кормушек для птиц 2
8 Чтение книг о природе 5
9 Зимняя экскурсия в лес 2
10 Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах» 1
11 Утренник «Зимушка-зима» 2
12 Игры-упражнения 1
13 Игры-загадки 1
14 Игры-соревнования 1
15 Викторина «Аптека под ногами» 1
16 Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах) 1
17 Экскурсия «первые приметы весны» 2
18 Комнатные растения в классе и дома 1
19 Работа на пришкольном участке (посадка гороха и бобов) 2
20 Беседа «Нужен ли дождевой червь» 1
21 Игра «Сказочные цветы» 1
22 Итоговое занятие «Как я берегу родную природу» 1

3 класс

Изучаемый материал Часы
1 Сбор природного материала на экскурсии в осень 2
2 Конкурс поделок из природного материала 2
3 Природа в стихах 1
4 Природа в загадках (явления природы) 1
5 Чтение книг о природе 2
6 Посадка растений 2
7 Беседа «Чем богат наш край» 1
8 Изготовление и развешивание кормушек 2
9 Викторина «Растения нашего края» 1
10 Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса» 2
11 «Красная книга» – сигнал опасности 1
12 Игра «Путешествие в зимний лес» 2
13 Полезные ископаемые нашего края 1
14 «Красная книга Алтая» 1
15 Весенняя экскурсия в лес. 2
16 Заповедники и заказники 1
17 Утренник «Встреча птиц» 2
18 Чтение книг о природе 4
19 Итоговое занятие «Времена года» 2

4 класс

Изучаемый материал Часы
1 Экскурсия в природу «Природные ориентиры» 2
2 Посадка растений 2
3 Беседа «Чему верить, что проверить?» 1
4 Выпуск газеты «Экология родного края» 4
5 Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др. 4
6 Беседа «По заповедникам России» 1
7 Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 2
8 Школьникам об охране недр 1
9 Задачи по экологии 4
10 Кроссворды о природе 2
11 Разработка плакатов об охране природы 2
12 Знакомство с «Законом об охране природы» 1
13 Знакомство с картинами художников-пейзажистов 4
14 Утренник «Учусь любить природу» 1

Использованная литература

  1. В.А.Ананьев «Преподавание основ охраны природы в начальной школе», Томск, 2000г.
  2. В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой», Москва, 2000г.
  3. В.Горащенко «Методика преподавания природоведения»
  4. И.Д.Зверев «С любовью к природе» 2003г.
  5. Журналы «Начальная школа» 2000-2010 гг.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3