Коррекционно-развивающее занятие "Давай дружить!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалогической и монологической речи), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности).

Цель занятия: развитие навыков общения со сверстниками, сплочение группы

Задачи занятия:

  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • развитие умения действовать согласованно, создание ощущения единства;
  • развитие интереса к партнерам по общению, формирование взаимопонимания;
  • установление межличностного доверия, развитие эмпатии;
  • снижение психоэмоционального напряжения, агрессии, импульсивности, гиперактивности, создание положительного эмоционального фона;
  • раскрепощение неуверенных в себе детей;
  • обучение выражению своего отношения к той или иной части занятия;
  • настрой на повседневные дела.

Материалы: гроздь винограда; колокольчик; диск с записью марша, польки, вальса, спокойной мелодии и песнями В.Я. Шаинского; магнитофон; канат; мяч.

Во время занятия дети сидят (стоят) в кругу – на стульчиках или на ковре. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Коррекционно-развивающее занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР (5-7 лет) и проводится один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная часть

Педагог, начиная занятие, использует стихотворный прием знакомства с правилами занятия:

Чтобы было весело играть, пять правил нужно выполнять:

1) игру всем вместе начинать;
2) по очереди отвечать, друг друга не перебивать;
3) активным быть, все выполнять;
4) по имени всех называть;
5) друг над другом не смеяться и чаще улыбаться.

Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  • под музыку марша – за руку
  • под музыку польки – плечиками
  • под музыку вальса – спинками

Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Упражнение – разминка «Один за всех»

(Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишие, чтобы начинать им каждое последующее занятие после взаимного приветствия.)

Педагог:

Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.

(Во время декламирования дети встают в кругу и кладут руки на плечи товарищей. Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного».)

Основная часть

Игра «Виноградная гроздь»

Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звону колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Педагог просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать своему соседу. После того как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать ее по второму кругу, отрывая при этом от нее по ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя, т.е. дети представляются.
Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держатся за нее. Так и ребята всегда должны быть вместе и крепко держаться друг с другом.

Игра «Кенгуру»

Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару – «кенгуру», – стоит, второй – «кенгуренок» – сначала встает к нему спиной, а затем приседает.
Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна, до стула и т.п.). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Игра «Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему. Водящий обнимает ребенка, подбежавшего к нему. После этого ребенок сам становится водящим.

(В начале в роли водящего может выступить педагог. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.)

Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «зеркало». Второй «смотрится» в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.

Игра «Доброе животное»

Дети вместе с педагогом – одно большое, доброе животное. Дышат вместе. Слушают, как оно дышит. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.).

Заключительная часть

Упражнение с мячом

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать, что на занятии (какое упражнение) им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли его. Аналогично выясняется у детей, что на занятии не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мячик, поочередно делятся своими впечатлениями.

Упражнение – прощание

Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат:

Мы веселые ребята!
Мы ребята-дошколята!
Дружно в группе мы живем,
Вместе песенку поем:
«Ты – мой друг, и я – твой друг!
Вместе мы – друзья!

– А теперь все дружно скажем: «До свидания!» и убирают кулачки.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
  2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. – М., 1991.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1993.