Н.И. Сладков "Лиса-плясунья". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть «необыкновенное» в природе своими глазами. Если ты художник, то увидишь новые сочетания красок, если музыкант – услышишь новые звуки. А просто любящий природу человек подивится огромному разнообразию жизни. И рассказы его часто напоминают мгновенные снимки, но не застывшие, а живые, объёмные, наполненные запахами и звуками. При желании в них можно войти, спокойно осмотреться и… увидеть то, что когда-то поразило автора, а теперь удивляет, восхищает и поражает всех нас.

Цели:

Дидактическая: Формировать навыки беглого, правильно осознанного, выразительного чтения.

Развивающая: Развивать монологическую речь, творчество и воображение, обогащать словарный запас.

Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к природе и животным, а также положительные качества в процессе работы в парах и группах.

Оборудование: учебники, тетради, карточки, портрет Н.И. Сладкова, рисунок лисы.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Решение учебной задачи.
    1. Загадка.
    2. Чтение рассказа учителем.
    3. Работа в группах.
    4. Словесный портрет (театрализованное представление).
    5. Физкультминутка «Лисий шаг».
    6. Чтение рассказа «Лиса-плясунья».
  4. Рефлексия. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Учитель:- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с героями рассказов Н.И. Сладкова. Это детский писатель, который много путешествовал, наблюдал за жизнью животных, их поведением, образом жизни. Он выпустил много сборников с рассказами о живой природе.

Вспомним, какие бывают животные. Приведем примеры.

Чем отличаются домашние животные от диких животных?

(Домашним животным человек обеспечивает пищу, жилье, безопасность.)

Вывод: Домашние животные живут на всем готовом.

Самооценка №1.

Учитель: Н. Сладков писал в одном из своих произведений: «Человек в глубокой древности оттолкнул от себя диких зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом на расстояние руки с палкой. А что ему было делать? Нужно было мясо, чтобы есть, шкура, чтобы одеваться».

Сладков показал, как со временем это расстояние увеличивалось. И, наконец, стало таким, что животные не подпускают к себе человека ближе, чем на выстрел.

А теперь человек тянется к животным: устраивает зоопарки, держит животных дома. Но в клетке зверь не такой, как на воле. А в лесу он либо шарахается от человека, либо прячется потихоньку, так, что не догадаешься о присутствии зверя, пока сам не станешь невидимкой.

II. Проверка домашнего задания.

Н.И. Сладков «Всему свое время» – чтение по ролям.

Учитель: Главный герой произведения – «Сорока-Белобока». До всего ей есть дело. Что в лесу случится, первая узнает и разносит по всему лесу и при этом стрекочет, трещит, что не обратить внимания нельзя. Но часто случается, что новости не узнав, как следует, уже разнесла, а с животными из-за этого происходят всякие курьезные ситуации.

Вывод: Всему свое время. Все должно идти своим чередом. Каждое время года хорошо по-своему.

Учитель: А вот какой диалог вели два других героя Н.И. Сладков

«Барсук и медведь» (чтение по ролям).

Вывод: Придет время, и проснутся животные, которые всю зиму проводят в спячке и многое не видят.

Самооценка домашнего задания.

III. Решение учебной задачи.

1) Учитель: А вот Н.И. Сладков пригласил нас в новое путешествие в мир животных. Послушайте загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

2) Чтение учителем рассказа «Лиса-плясунья».

3) Чтение рассказа в группах по цепочке.

Самооценка №2.

4) Учитель: А сейчас слово лисичкам-сестричкам.

1 лисичка: Здравствуйте, ребята.

2 лисичка: А вы знаете, как нас величают?

Дети: Лиса Патрикеевна.

Учитель: – Действительно, лет 600-700 назад жил такой князь Патрикей Наримунтович. Он был очень хитрый и изворотливый. С тех пор имя Патрикей стало нарицательным и означало «хитрый человек». Так как лиса была очень хитрой, то она и получила прозвище «Патрикеевна». Но на самом деле лиса не столько хитра, сколько любознательна.

1 лисичка: По молодости мы можем в капкан попасть, потому что все узнать надо.

2 лисичка: Бегаем мы быстро, умеем ползать, неслышно скользим по земле, когда мчимся, делаем большие прыжки.

1 лисичка: А еще умеем лазить по деревьям, взбираемся на нижние ветки.

2 лисичка: А так же хорошо плаваем, потому, что не боимся воды.

1 лисичка: Живем мы в норах, которые устраиваем под корнями больших деревьев.

2 лисичка: Не верьте, что мы уничтожаем много зайцев. Мы их не всегда догоняем.

1 лисичка: Мы едим и птиц, и насекомых, и даже ягоды. А знаете, что мы едим чаще всего?

Дети: Мышей.

2 лисичка: Чтобы наесться, нам надо 20 мышей.

1 лисичка: Весной, в мае у нас рождаются лисята. Через 12 дней они начинают видеть. 3 месяца лисята живут в норе, мы им приносим пищу.

2 лисичка: У нас много врагов. Вы знаете кто?

Дети: Волк, человек.

1 лисичка: Да, но еще и хищные птицы. Они нападают на лисят, а иногда и на взрослых лис.

2 лисичка: Теперь вы много узнали о нас. Сейчас я предлагаю вам станцевать танец фокстрот. Его название переводится как «лисий шаг».

5) Физкультминутка.

6) Учитель: Итак, лиса, кто она? (Дикое животное.)

– Дайте ее описание. (Тело лисы покрыто густой шерстью. У нее большой пушистый хвост, короткие ножки и острая хитрая мордочка).

– Какая лиса бывает? (Большая, крупная, молодая, старая, хитрая, голодная, рыжая, черно-бурая.)

– А вот какая лиса изображена в произведении: молодая или старая?

– Чем она занималась? (Вылавливала мышей из норок).

– Как она это делала? (Приплясывала на задних лапках).

– Что подумал охотник? (Он сначала ничего не понял, а когда понял, подумал, что испортил лисе охоту).

– А сейчас начнем читать. (Читают 1 и 2 группы).

  • Найдите в тексте место, где охотник решил узнать, в чем дело? (Находят и зачитывают.)
  • Что он начал делать дальше? (Подражать лисе.)
  • Что произошло? (Мыши-полевки приняли его за лису, а он понял, что испортил лисе охоту.)
  • Как он назвал то, что увидел? (Лисья пляска.)

Самооценка №3.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю составить алгоритм, последовательность действий лисы в добыче пищи. (Можно писать кратко, использовать учебники)

  1. Легла;
  2. Поползла;
  3. Заслышала;
  4. Вспугнула;
  5. Пала;
  6. Рванула;
  7. Разинула;
  8. Поймала;
  9. Проглотила;
  10. Заплясала.

Учитель: А если вы были внимательны, то обратили внимание, что в некоторых словах спрятались названия животных: мышкует, рыскает, выкомаривает.

Самооценка №4.

IV. Рефлексия. Итог урока.

Учитель:

  • Что понравилось вам на уроке?
  • Чего вы не знали, а теперь знаете?
  • Что запомнилось лучше всего?

Н.И. Сладков призывает защищать природу. «В лес пойдешь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так устроен человек – что любит, то и защищает». Так писал он в своей книге «Силуэты на облаках».

Оцените себя за урок. Итоговая самооценка.

V. Домашнее задание.

Учитель: Почему автор назвал лису плясуньей? Вспомните сказки и пословицы, где участвует лиса.

Приложение.