Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Юные краеведы"

Разделы: География, Начальная школа


Знать родной край – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни. Человек, который не знает и не любит свою маленькую родину, никогда  не сможет оценить богатства Отчизны, значение природы вообще и осознать смысл жизни. Знакомиться с окружающим миром человек начинает с момента своего рождения, и школа должна продолжать это знакомство.

Курс начального краеведения ставит своей целью:
сообщить младшим школьникам элементарные сведения из истории школы, в которой они учатся, города, посёлка, в котором они живут, родного края;
познакомить с природой родного края, её поверхностью и полезными ископаемыми, реками и озёрами, растительностью и животным миром, трудом людей земли Кузнецкой;
воспитать гуманную, творческую, социально активную личность, бережно, ответственно относящуюся к богатствам природы и общества;
научить ориентироваться на местности.

Вопросы, составляющие содержание программы, сгруппированы в блоки:

  1. Школа, посёлок, город.
  2. История Кузбасса.
  3. География земли Кузнецкой.
  4. Живи, мой край родной!

Данная программа рассчитана на 4 года обучения и имеет интегрированный характер. Это внеурочные теоретические и практические занятия по 1 часу в неделю в каждом классе начальной школы.  Формы организации работы при изучении курса краеведения разнообразны: занятия в классе и в природе, экскурсии по городам Кузбасса и объектам своего города и посёлка, полевые практикумы, встречи с интересными людьми и т д.

Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса краеведения. Знания, полученные на теоретических  занятиях, закрепляются в природоохранительной деятельности младших школьников: организуются и проводятся экскурсии и походы на природу. Дети привлекаются к посильному участию по охране природы: заготовка корма для птиц и их подкормка, сбор семян, колосков на полях после уборки урожая, работа в школьной теплице, участие в работе «Зелёных патрулей» и т п.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в познании своего края, станет подготовкой к участию в научно-исследовательских конференциях.

Важное место в учебном процессе должны занять встречи с ветеранами труда, коренными жителями города и посёлка, дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной краеведческой литературы и поиск в ней необходимой информации, практическая работа по охране природы, пропаганда учащимися в доступной форме природоохранных знаний.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Изучение программных тем идёт в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, уровнем развития учащихся, конкретными условиями школы.

Последовательность тем занятий устанавливает учитель по своему собственному усмотрению.

Планируемые результаты

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

– исторические сведения о Кузбассе, его революционное и военное прошлое;
– героев – земляков и замечательных тружеников наших дней, особенности труда людей своей местности;
– важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи;
– состав и свойства местных почв;
– основные реки и озёра Кузбасса;
– названия пяти-шести растений леса, поля, луга, водоёма, животных своей местности;
– мероприятия по охране природы родного края, правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

– различать важнейшие  полезные ископаемые родного края;
– определять растения и животных, которые наиболее характерны для луга, леса, водоёмов своего края;
– самостоятельно находить в дополнительных источниках, включая интернет, сведения по определённым темам, излагать их в виде сообщений, рассказов и презентаций;
– проводить самостоятельные наблюдения в природе;
– определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
– формулировать и практически выполнять правила поведения в природе.

Рекомендуемая литература

  1. Шабалин В.М. Тайны имён земли Кузнецкой: (Краткий топонимический словарь Кемеровской области) / Чудояков А.И. – Кемерово 1994.
  2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф.Г. Багаутдинова. – М., 1992.
  3. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей / В.П. Голованов. – Йошкар-Ола, 2006.
  4. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В. Даринского. – М., 1987.
  5. Мытарев А.А., Савельева Л.М, Сафонов Л.П., Тивяков С.Д.  Наш край родной. / Кемеровское книжное издательство,  1977.
  6. Ильичёв А.И., Соловьёв Л.И. География Кузбасса. / Кемеровское книжное издательство, 1988.
  7. Земля Кузнецкая: Альманах о природе / Сост. и ред. Зеленин Н.Н. – Кемерово: книжное издательство, 1982-1990гг.
  8. Белово и беловчане. Москва. Недра, 1987.
  9. Богородов А.И. Разрез Бачатский: (Журнал к 50-летию предприятия) / Богородов А.И.– Белово 1999.
  10. Богородов А.И. Разрез Бачатский: (Журнал к 55-летию предприятия) / Богородов А.И.– Белово 2004.
  11. Меженникова И.А. Директор: (Историко-публицистическое издание дирекции по связям с общественностью ЗАО «УК «Кузбассразрезуголь») / Меженникова И.А. – ООО Рекламно-производственная компания «СПД», 2005.
  12. Бростовская А.Ф., Вавилова С.В. 60 лет Веливой Победы:  (Историко-публицистическое издание дирекции по связям с общественностью ЗАО «УК «Кузбассразрезуголь») / Бростовская А.Ф. – ООО Рекламно-производственная компания «СПД», 2005.
  13. Лобанова Р. Ф., Чусовитина Е. И., Миронова З.И. Такие женщины в сибирской стороне: (Книга очерков о наших современницах) / Лобанова Р.Ф. – Кемерово кн. изд-во. 1986.
  14. Ворошилов П.С., Рыжков М.И. Не ради славы: (Книга очерков журналистов Кузбасса о военных подвигах сибиряков на фронтах ВОВ) / Кемеровское книжное издательство 1983.

Приложение 1