Программа родительского клуба "Островок безопасности"

Разделы: Работа с родителями


Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление правительства РФ от 12.09.08 № 666)
  3. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Письмо Департамента государственной политики в образовании от 13.03.2009 № 03-451)
  4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 г. (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р)
  5. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655, регистрационный номер 16299 от 08.02.2010 Министерство юстиции РФ.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
  7. Устав ДОУ

Цель программы: Объединение совместных усилий педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения.

Основные задачи реализации программы:

  1. Создать предметно-развивающую среду в группе по основам безопасности жизнедеятельности
  2. Привлекать родителей к участию в образовательном процессе
  3. Оказывать помощь родителя о способах обучения детей дошкольного возраста, правильной реакции на неожиданно сложившуюся ситуацию
  4. Обобщить и распространить опыт семейного воспитания в области здоровьесбережения

Методы исследования:

  1. Анкетирование
  2. Тестирование
  3. Наблюдение
  4. Беседа
  5. Методы математической статистики

Срок реализации программы: Март 2010 – июнь 2013 г.

Социальный статус, возраст и число участников программы:

Дети группы «Теремок» (4-7 лет), их родители.

Возможный охват программы – 50 человек.

Специалисты, медицинские работники дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №115» 5 – человек, специалисты ГИБДД и пожарной инспекции.

Обоснование актуальности:

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного ценностного мира природы, социума и человека, идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, не исказив их содержание. Проблему, связанной с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания поведения детей между детским садам и семьей и поддерживать тесную связь с инспектором ГИБДД, пожарными инспекторами и специалистами по ГО и ЧС. Заинтересовавшись этой проблемой, решила исследовать её и провела опрос родителей и детей. Результаты анкетирования показали, что родители детей группы недостаточно компетентны в знаниях безопасности, не всегда соблюдают правила дорожного движения – 30%, не соблюдают правила осторожного обращения с лекарствами – 25%, недостаточно знают о том, как вести с пострадавшими и незнакомыми людьми – 25%, не всегда правильно реагируют в некоторых экстремальных ситуациях – 30%.

Результаты анкетирования детей не показали достаточных знаний по безопасному поведению. Я пришла к выводу о том, что привлечение к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения тем более необходимо, что среди них бытует мнение, что дети овладевают знаниями безопасного поведения самостоятельно в повседневной жизни и поэтому разработала эту программу для родителей.

Содержание программы

I этап – организационно-подготовительный

  1. изучение методической литературы и составление картотеки по проблеме;
  2. определение целей и задач, направленной деятельности;
  3. формирование нормативно- правовой базы;
  4. определение ожидаемых результатов;
  5. проведение исследований среди родителей и детей.

II этап – основной, работа с родителями

  1. Родительское собрание
    • Чтобы ребенок был здоров;
    • Безопасность ребенка;
    • Гиперактивный ребенок в саду и в школе;
    • Ребенок и ПДД.
  2. Папки-передвижки
    • Роль семьи в воспитании детей;
    • Родители и дети: безопасное воспитание;
    • Здоровый образ жизни;
    • Родители о ПДД.
  3. Проекты
    • Дом, в котором я живу;
    • Карта опасностей микрорайона;
    • Дом-школа-дом;
    • Волшебная страна «светофорик»;
  4. Консультации для родителей
    • Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам;
    • Обучение дошкольников безопасному поведению;
    • Ваши дети будут делать только так, как поступаете вы;
    • Здоровье ребенка в ваших руках;
    • Рекомендации родителям гиперактивного ребенка;
    • Азбука безопасности;
    • Основы безопасности жизнедеятельности детей;
    • Личная безопасность.
  5. Выпуск памяток
    • Зарядка позитивного мышления;
    • Оздоровление детей в летний период;
    • Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности;
    • Правила дорожного движения и дети;
    • Что могут сами дети.
  6. Организация встреч с:
    • Медицинскими работниками;
    • Врачом-педиатром;
    • Специалистами ГО, ГИБДД, пожарной инспекции.
  7. Обсуждение ситуаций по теме «А я бы поступил бы так»
  8. Приглашение на открытые показы зрителей.
  9. Тренинг «Правила и запреты».
  10. Обсуждение результатов учебной пожарной эвакуации.
  11. Организация обмена опытом воспитателя по теме.
  12. Организация выставок поделок, рисунков детей.
  13. Создание библиотеки для родителей по теме.
  14. Создание предметно-развивающей среды по безопасному поведению детей.
  15. Индивидуальный анализ детей поведения детей с родителями.
  16. Благоустройство участка в д/саду
  17. Организация фотовыставок «Моя безопасность».
  18. Анкетирование, тестирование родителей по теме.

Блок работы с педагогами:

  1. Выставка научно-методической литературы и её презентация на методических мероприятиях.
  2. Приглашение на отрытые просмотры занятий по теме.
  3. Консультации для педагогов:
    • Обучение дошкольников безопасному поведению по различной тематике;
    • Игры для гиперактивных и агрессивных детей;
    • Шпаргалка для воспитателей; признаки насилия;
    • Воспитатель – первый учитель безопасного поведения на дороге;
    • Как работать с родителями по профилактике травматизма у детей.

Блок работы с детьми:

  1. Реализация разделов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  2. Открытые показы для родителей:
    • Безопасность на дороге;
    • Зайка на кухне;
    • Спички – детям не игрушки;
    • Я – один на улице. Мои действия;
    • Один дома- в дом стучат;
    • Лисичка – сестричка и серый волк.
  3. Инсценирование сказок на новый лад.
    • Сказка «Колобок»;
    • Петушок – золотой гребешок;
    • Репка;
    • Один дома или волк и семеро козлят
  4. Интервьюирование по теме «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, сможешь ли объяснить, где ты живешь?»
  5. Досуги, развлечение
    • Винни-Пух, Пятачок и азбука безопасности;
    • Волшебная страна Светофорик;
    • Сокровища Форта – Боярд.
  6. Чтение произведений художественной литературы по теме.

Взаимодействие с социумом:

  1. Организация встреч со специалистами: ГИБДД, ГО и ЧС, пожарными инспекторами.
  2. Организация экскурсий в пожарное депо.
  3. Совместные мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и воспитанниками МДОУ «ДСОВ№31», воспитанниками школы юных автоинспекторов МОУ «СОШ №42».
  4. Презентация программы в рамках профессиональных конкурсов и сообществ

Ш этап – итоговый

  1. Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными в ходе реализации программы.
  2. Подведение итогов по реализации программы.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение компетентности родителей по формированию безопасного поведения у детей.
  2. Создание предметно-развивающей среды в группе по основам безопасности.
  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по теме.
  4. Снижение уровня заболевания у детей.
  5. Минимизация случаев травматизма детей.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.А., Стеркина, Р.Б. Программа для дошкольных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста [текст] – М.: «Просвещение». 2003.-153 с.
  2. Белая, К.Ю. Зимонина, В.Н., Кондрахинская, Л.А., «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты, занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста», книга для воспитателей детского сада. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006 – 94с.
  3. Гарнашева, Т.Н., «ОБЖ для дошкольников». Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: «Издательство» «Детство-Пресс», 2011 – 128с.
  4. Голубева, Л.Г. Оздоровительный массаж в домашних условиях [текс]/Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина.-М.: «Просвещение; 2007.-47с.
  5. Голубева, Л.Г. Закаливание дошкольника [текст]/Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина.-М.: «Просвещение, 2007.-31 с.
  6. Доронова, Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. «Из детства – в отрочество» [текст]/ Г.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова.-М.: «Просвещение», 2007.-303 с.
  7. Доронова, Т.Н, Глушкова, Г.В, Гризик, Т.И. «Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей/ [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] - 2-е изд.-М.: «Просвещение», 2006.-191 с.
  8. Доскин, В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе [текст]/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: «Просвещение», 2007.-46 с.
  9. Доскин, В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [текст]/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: «Просвещение», 2006.-142 с.
  10. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с.
  11. Извекова, Н.А., Медведева Л.Б., Полякова Л.Б., Федотова, Ф.Н. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - М.: ТЦ Сфера, 2006, 120с.
  12. Интернет-сайт Иванишиной Ольги Николаевны.
  13. Кознова, А.В.,Р.П.Демелина. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-112 с.
  14. Максимчук, Л.В., «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности». Учебное пособие. – М.; Центр педагогического образования, 2008, 48с.
  15. Манер, А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.-М.: ТЦ Сфера 2011.-128 с.
  16. Петрановская, Л.В. Что делать, если…! Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов.-М.: Мир энциклопедий. Аванта плюс, Астрель. 2010.-143 с.
  17. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009.-64 с.
  18. Сорокина, Л.А., «Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения». Практическое пособие. М.: Аркти, 2011-64с.
  19. Старцева, О.Ю., «Школа дорожных наук». Профилактика детского дорожного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. – 64с.
  20. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы: книга для воспитателей детского сада и родителей.-М.: «Просвещение», 1993.-112 с.
  21. Чермашенцева О.В.Основа безопасного поведения дошкольников:занятия,планирование,рекомендации.-Волгоград:Учитель,2010-207с.
  22. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы.-М.: ВАКО, 2010.-233 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  23. Шорыгина, Т.А., «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010-80с.
  24. Шорыгина, Т.А., «Беседы о здоровье». – Методические пособия. – М.: ТЦ Сфера, 2010-64с.
  25. Шорыгина, Т.А., «Беседы о правилах пожарной безопасности». – М.: ТЦ Сфера, 2010-64с.
  26. Шорыгина, Т.А., «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010-80с.