Урок истории. Мастер-класс по теме "Россия в глобальном мире"

Разделы: История и обществознание, Социальная педагогика


Пояснительная записка

Цель мастер-класса: представление опыта работы по использованию групповых технологий обучения в рамках апробации учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В. Полякова.

Задачи мастер-класса: обеспечить максимальное восприятие изучаемого курса с учетом использования следующих методов познания:

  • сравнительно-исторический метод (анализ и оценка изучаемых событий);
  • метод позитивизма (интерпретация фактов);
  • метод неокантианства (метод логического восполнения отсутствующих фактов); 4) метод от противного (метод не согласия или опровержения мнения оппонента, с учетом использования конкретных доказательств).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Содержание урока охватывает документальные материалы, публицистические данные, исследовательские наработки и т.д.

Оборудование: интерактивная доска; проектор; мультимедийная аппаратура.

Форма проведения мастер-класса: имитационная игра с демонстрацией приемов эффективной работы со слушателями.

Ход проведения

I. Теоретическая часть

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Мировоззрение учащихся формируется на основе развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

Проблемность изложения материала является важной отличительной чертой учебника. Большую помощь оказывает методический аппарат, который также построен на основе максимального использования проблемного подхода.

Основные методические приемы:

  • разработка проблемных вопросов, ситуаций;
  • перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию;
  • определение формы решения проблемных ситуаций.
II. Практическая часть

Рассказ педагога о проекте урока можно сопроводить в форме имитационной игры со слушателями. Рассмотрим методику проведения урока на тему « Россия в глобальном мире: вызовы и задачи».

Данный урок изучается в конце курса и поэтому к изучению проблемы выпускники школы приступают с определенным запасом знаний, ценностных оценок, с устоявшейся жизненной позицией. Содержание и форму урока необходимо построить с учетом жизненного опыта и мировоззренческих позиций ученика. Роль учителя заключается в организации познавательной деятельности детей, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений, моральной поддержке отдельных учащихся. Содержание текста требует осмысления, критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи, с чем усиливается роль учителя в обеспечении помощи учащихся.

Основная идея урока заключается в выборе общей позиции в условиях открытого диалога, в котором учащиеся покажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но и осмысление ее в связи с собственной позицией. Поэтому одним из элементов урока будет дискуссия в форме игрового моделирования «Мозговой штурм».

Цели урока:

  • Обеспечение понимания ключевых понятий темы;
  • Формирование целостного представления России в глобальном мире;
  • Развитие мыслительной деятельности учащихся, с учетом критического мышления.

Задачи урока:

  • Воспитание подрастающего поколения через призму общечеловеческих ценностей;
  • Осмыслить и усвоить основные понятия, связанные с изучаемой темой;
  • Научиться анализировать современные общественные процессы;
  • Высказывать свое мнение по современным проблемам общественной жизни;
  • Закрепить навыки участия в групповой работе, с учетом самостоятельной работы;
  • Повысить свою самооценку.

Оформление доски: тема, содержание плана, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация заключительной главы: «Россия в глобальном мире: вызовы и задачи», будет проводиться в форме тестирования по разделам ниже указанного плана.

Тема: Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.

План

I. Тест (3 мин)

  1. Угрозы и вызовы для России в XXI веке.
  2. Экономические, социальные, военные риски для России.
  3. Решение национальных задач на основе на основе эффективной демократии.
  4. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке.

Итог тестирования подводит группа экспертов по своим критериям в течение 2-х минут. Победившей группе вручают орден «ПРАКТИКА».

II. Дебаты на тему: «ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА»

  1. Предвыборные разработки партий «СДС» и «РКП» под общим названием «ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА» (5 минут).
    Участники партий СДС и РКП составляют программу, в которой отражены на их взгляд основные приоритеты развития государства. Затем лидеры партий знакомят нас с содержанием своих программ. Время на презентацию программ отводим партиям не более 2-х минут.
  2. Прессинг актуальных вопросов на тему «ВЫБОРЫ».
    Этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – не знаю, да или нет. Участие в прессинге принимают все участники, но только путем индивидуального голосования. Время прессинга –3 минуты.
  3. Итоги дебатов подводит группа экспертов по своим критериям в течение 2-х минут. Победившей партии присуждают званье «ПАРТИЯ БУДУЩЕГО».

III. Диспут на тему: «Истоки гражданского воспитания»

  1. Ознакомление со статьей – 6 мин.
  2. Рассуждение на тему «Истоки гражданского воспитания»
    Отведенное время на дискуссию – 6 минут.
  3. Итоги диспута. Группа экспертов анализирует выступления участников, а затем присуждает самому активному участнику орден «ЗНАТОКА.
    Время итога – 2 минуты.

IV. Мозговой штурм на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»

Учащиеся класса поделены на две команды: «ОБЩЕСТВОВЕДОВ» и «ПАТРИОТОВ».

  1. Составить письменный критерий на тему «Национальная идея России». Временные сроки – 5 минут.
  2. Анализ разработок – 4 минуты.
  3. Итог «МОЗГОВОГО ШТУРМА» – награждение группой экспертов победившую команду орденом «ТЕОРЕТИКА».

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: итоговое повторения курса «Обществознание»

3. Развернутый план урока мастер-класса.

Вступительная часть.

XXI век для глобального мира является веком колоссальных изменений, и поэтому нам важно сегодня усвоить, как отражается глобализация в России. Сейчас мы проведем тестирование на тему «Россия в глобальном мире».

Тестирование носит групповой характер и поэтому участников мероприятия условно поделим на две группы: 1) группа ЛИБЕРАЛОВ; 2) группа КОНСЕРВАТОРОВ.

I. ТЕСТ (Приложение 1; СЛАЙДЫ: 2-15)

Критерий оценивания формы тестирования:

Ключ к тесту: 1. а, б, в, г, ж (5 б.); 2. в, г, д (3 б.); 3. а, б (2 б.); 4. а, б, г (3 б.); 5. а, б, г, в (4 б.); 6. а, г, д, е, з, и, к (7 б.); 7. б, г, д, е, ж (5 б.); 8. а, б, е (3 б.) ; 9. а, в, д, ж (4 б.); 10. а (1 б.); 11. б (1 б.); 12. б (1 б.); 13. в (1 б.); 14. б, в, д, е (4 б.); 15. г (1 б.); 16. б (1 б.); 17. параллель (6 б.); 18. г, д, е (3 б.); 19. а, б, д (3 б.); 20. параллель (5 б.); 21. параллель (5 б.); 22. б, г, д (3 б.).

Итого «71» баллов

II. Дебаты та тему«ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ».

(СЛАЙДЫ 16-18)

Задание №1.

Члены партий «СДС» и «КПР» в течение 5 минут должны составить «ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА», с учетом следующих критерий:

  1. Каким образом вы предлагаете решить проблему бедности?
  2. Через призму, каких ценностей вы можете построить сильное государство?
  3. Как вы хотите достигнуть политическую и экономическую стабильность в стране?
  4. Какие меры предпримет ваша партия для укрепления вертикали власти?
  5. Каким образом вы предлагаете бороться с коррупцией?
  6. Какую цель преследует ваша партия?
  7. В чем превосходство вашей партии?

С истечением отведенного времени лидер партии «СДС» на очной ставке с лидером «КПР» знакомят нас приоритетами своих партийных программ.

Критерий оценивания «ЗАДАНИЯ» №1

Группа экспертов анализирует выступления лидеров партий, а затем оценивает их по ниже указанным критериям:

  1. Ораторское искусство (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
  2. Объективность (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
  3. Вотум доверия (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).
  4. Оценка программы (5 б, 4б, 3 б, 2 б, 1 б, 0 б).

Задание №2

Прессинг актуальных вопросов на тему «ВЫБОРЫ». (Приложение 2) (СЛАЙДЫ 19-24)

Этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – «НЕ ЗНАЮ», «ДА», или «НЕТ»

Участие в прессинге принимают все участники, но только путем индивидуального голосования. Время прессинга – 3 минуты

Критерий оценивания задания №2

В ходе индивидуального голосования партий, группа экспертов подсчитывает количество голосовавших за варианты: а), б), в).

Затем эксперты подводят итоги по результатам вашего голосования:

Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной будет судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса зависит многое.

Если в ваших ответах преобладает вариант «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «ИЗБИРАТЕЛЯ». Вы ничего не поняли из данной темы, и думаете, что Вас политика никогда не коснется: «Я, МОЛ, ЧЕЛОВЕК МАЛЕНЬКИЙ».

Если в ваших ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Результаты голосований:

«СДС»

  • Вариант «А» –
  • Вариант «Б» –
  • Вариант «В» –

«РКП»

  • Вариант «А» –
  • Вариант «Б» –
  • Вариант «В» –

Заключительное слово экспертов.

Подводя итоги дебатов важно подчеркнуть следующее:

  1. Человек должен жить в мире, не рискуя погибнуть в войне, не боясь потерять близких, правильный выбор должен обеспечить мир;
  2. Сознательное участие в выборах – это первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.

Поэтому участие в выборах каждого очень важно.

III. Диспут на тему: «Истоки гражданского воспитания».

Диспут – лат.«рассуждать, спорить». Диспут является одной из самых ранних форм преподавания в высшем образовании, которая использовалась в средневековых университетах. Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление (как правило, подготовленное заранее), которое ставит проблему, или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. Диспут может быть по содержанию изложенного или же по форме изложения (приемам риторики). В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).

1. Истоки гражданского воспитания. (Приложение 3 СЛАЙДЫ 19-24)

2. Рассуждение на тему «Истоки гражданского воспитания»

ВОПРОСЫ.

  1. Попробуйте определить исторические условия, в которых происходит деятельность личности?
  2. Определите задачи, которые стремится решить исторический деятель?
  3. Интересы, какого класса выражает исторический деятель?
  4. Насколько вам близки его переживания?
  5. Можно ли считать диссидентов – правозащитников «террористами»?
  6. Насколько злободневна на ваш взгляд проблема «БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ»?

3. Критерий оценивания «ДИСПУТА»:

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.

Группа экспертов анализирует выступления участников, а затем присуждает орден «ЗНАТОКА» I, II, III степени самым активным трем участникам.

IV. Мозговой штурм на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»

«УЧАСТНИКИ»:

  1. КОМАНДА «ОБЩЕСТВОВЕДОВ».
  2. КОМАНДА «ПАТРИОТОВ»

(Приложение 4 СЛАЙДЫ 25-28)

1. Составить памятку на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ»

4 основных правил продуктивного этапа мозгового штурма:

  1. «Отказаться от всякой критики» – пресечение любых попыток анализа и критики.
  2. «Идеи должны быть максимально разнообразны, доходя в определенной мере до абсурда», т.к всегда все новое кажется по началу безумным и не вписывается в существующие представления.
  3. «Чем больше, тем лучше» – количество влечет за собой качество.
  4. «Приветствуется стремление к комбинации и усовершенствованию идей». Это побуждает предлагать не только свои идеи, но и развивать идеи партнеров по мозговому штурму.

Таким образом, в кратком виде эти требования можно сформулировать: ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ – РАЗНООБРАЗИЕ – МАКСИМУМ ИДЕЙ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ. Поэтому в мозговом штурме атмосфера должна характеризоваться равенством, непринужденностью и увлекательностью Временные сроки – 5 минут.

2. Анализ разработок – 4 минуты.

Какими должны быть «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ РОССИИ»?

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ РОССИИ можно сгруппировать следующим образом:

  1. Наличие общей насыщенной культуры, которая должна включать колорит материальных, духовных и социальных ценностей;
  2. Наличие единой государственной целостности в рамках соблюдения гуманистических и конституционных прав гражданского общества;
  3. Осознанность гражданского общества, направленная на мирное сосуществование разных этносов нашей страны.

3. Итоги «МОЗГОВОГО ШТУРМА»- награждение группой экспертов победившую команду орденом «ТЕОРЕТИКА».

Критерий оценивания «МОЗГОВОГО ШТУРМА»:

  1. Анализ использованных аргументов и логику доказательств (5 б.; 4 б.; 3 б.).
  2. Определение объективности предлагаемых мер (5 б.; 4 б.; 3 б.).
  3. Оценка экономических, политических и этических основ памятки (5 б.; 4 б., 3 б.).
  • Команда «ОБЩЕСТВОВЕДОВ» – … б
  • Команда «ПАТРИОТОВ» – … б

Орденом «ТЕОРЕТИКА» награждена команда ...

V. Подведение итогов урока. (СЛАЙД 29)

Подводя итоги урока важно подчеркнуть следующее:

  1. Каждый из нас смог увидеть свои плюсы и минусы в ходе учебного процесса;
  2. На данном уроке мы определили место России в глобальном мире, а также смогли оценить задачи и вызовы, перед которыми стоит наша страна;
  3. Разработка проблемных вопросов и ситуаций была направлена на определение демократических преобразований;
  4. Необычность форм дискуссий заключалась в том, что содержание урока составлено с учетом таких методов, как сравнительно – исторический метод, метод позитивизма, метод неокантианства и метод от противного;
  5. Критерий оценивания соответствовал государственному стандарту и требованиям современности, что позволяет участникам определить уровень своей подготовки к «ЕГЭ».

VI. Домашнее задание: итоговое повторения курса «Обществознание».

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. «Элективные курсы в профильном обучении». – Москва: 2006.
  2. «Школьный словарь по обществознанию 10–11 кл». – Москва: 2008.
  3. «Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания». – Москва: 2008.
  4. Электронное приложение к учебнику «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР». – Москва: 2008.
  5. Н. Воскресенская «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ». – Москва: 2008.
  6. «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ». – Москва: 2007.
  7. «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНИНА». – Москва: 2001.
  8. Даурбеков Д. М-Г «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ». – Назрань: 2012.
  9. Л.В. Поляков, А.Н. Иофе «Методическое пособие «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В ХХI ВЕКЕ». – Москва: 2008.

Презентация.