Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Обучающая:

  • обобщение и систематизация знаний по теме: “Синтаксис простого и сложного предложения”;
  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
  • закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
  • подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ

2. Развивающая:

  • развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развитие монологической речи учеников; умения анализировать свою деятельность.

3. Воспитательная:

  • воспитание уважительного отношения к родному языку; чувство патриотизма к Родине;
  • воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектный экран
  • портрет С. Есенина
  • раздаточный материал с заданиями к тексту
  • различные словари

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Организационный момент.

Я рада приветствовать вас в классе вашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в вашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено мне сегодня вам знания дать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Разрешите начать сегодняшний урок с эпиграфа.
“Россия! Роса… и синее что-то…”

Россия… Это слово не нужно пояснять: его знает каждый человек, потому что оно рождается вместе с ним. Закройте на минуту глаза и мысленно создайте свой образ России… Что вы представляет, когда слышите слово “Россия”?
А теперь поделитесь своими ассоциациями со всеми… Россия – это… (ребята рассказывают о том, что представили: лес, речку, карту страны, город, школу, друзей, родных и т.д.)
Каждый из нас по-своему понимает слово “родина”, а вместе мы создали ёмкий образ. Обобщая сказанное, можно отметить, что родина – это родные места, родные люди, дорогие воспоминания. И для многих из нас Россия – это Сергей Александрович Есенин.

Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир есенинских красок. Но речь пойдет не только о красоте поэзии Есенина. Наша главная задача:

– повторить и обобщить знания по разделам “Синтаксис простого и сложного предложения”,

– закрепить и отработать умения и навыки постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях,

– закрепить и отработать умения и навыки, связанные с различными видами анализа текста как речевого произведения,

– подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.

В качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: первый этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Итак, перед вами фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

II. Работа над темой урока

1. Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в “золототканом цветенье”. (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко

2. Вопросы к предлагаемому тексту.

2.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

Б) Певец Весны

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

2.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей

Есенин?

Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

2.3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12

Ответ: Г

2.4. В предложении №14 автор использует метафорическое выражение “эстетический камертон”. Какое толкование наиболее точно выражает

смысл этого выражения?

А) Особый “душевный прибор”, позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о природе.

Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы. Ответ: А

2.5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?

А) 4 Б) 5 В) 15 Г) 16 Ответ: В

2.6. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.

Укажите его номер. Ответ: № 13

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Ответ: А

Словарная работа (по уровню сложности)

1-й уровень

А) Определить способ образования следующих слов:

Беспристрастный (¬ пристрастный; приставочный)

Во-вторых (¬ второй; приставочно-суффиксальный)

Поневоле (¬ неволя; приставочно-суффиксальный)

2-й уровень

Б) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура,

альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.

3-й уровень

В) Работа с лексическим значением слова: соотнесите слово с его лексическим значением

1. Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению

2. Укрепление, сплачивание чего-нибудь

3. Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями

4. Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле

А (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Б (КОНСОЛИДАЦИЯ)

В (АЛЬТЕРНАТИВА)

Г (ПАЦИФИСТ)

4. Работа в тетрадях. А сейчас ребята запишите дату и тему урока в тетрадь (запись на доске). Приступаем к главному этапу нашего урока

5. Вопросы к классу

5.1. На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

5.2. Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

5.3. Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

5.4. Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия запятой перед этим союзом.

Презентация

Запятая перед союзом И ставится

А) В простом предложении:

– между однородными членами перед повторяющимся союзом

Полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщевый ее сарафан

(С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

– между частями сложносочиненного предложения

Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)

– между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится

А) В простом предложении:

– между однородными членами с одиночным союзом.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

– между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член

предложения

Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

– между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)

Упражнение для закрепления

(У доски работают ученики)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

[— =], и [= — ]. ССП

2 Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

[ = — ], и [= — ]. ССП

3 Брожу по улицам и лужам

Осенний день пуглив и дик.

[ = -·– и -·-], [ — = и = ]. СБП

4. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

[ — = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.

5. Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

(С. Есенин)

[ — = и, | – · – |,  = -·– и -·– -– и -– ]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Вопрос учителя: какому выводу мы пришли, повторяя данные правила?

!!! Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

Работа с текстом

Определите основную функцию союза И во всем тексте.

В каком предложении союз выполняет роль частицы? Почему частицы? (предложение 8)

Какова роль союза И в данном тексте? Докажите на примерах. (в предложение 3 стоит запятая, почему? – деепричастие)

Почему стоит запятая в предложении (предложение 11 (п/о)

Почему после И стоит запятая (предложение 13 вводное слово)

7. Творческое задание. Эссе (3-5 предложений). Учащиеся выполняют в тетрадях индивидуально, затем зачитывают вслух.

Сергей Есенин – то не просто имя,

России стихотворная душа…

III. Подведение итогов урока.

Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.

Выставление оценок за урок.

Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.

8. Домашняя работа.

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. (в форме ЕГЭ, в соответствии с критериями)

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

9. Заключительное слово учителя.

Хочется закончить урок словами И. Северянина:

Родиться Русским – слишком мало:

Им надо быть, им надо стать!

IV. Рефлексия (ладошки)

(Резервное время)

7. Тестовое задание.

В каком случае союз И соединяет части ССП?

А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно

просторными и светлыми.

Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

В каком случае перед союзом И нужна запятая?

А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

Г) Тишина и безлюдье.

В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.

В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.

Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

Ответы на тестовое задание:

1. В 2. В 3. В 4. Г

Презентация
Приложение 1 – карточки-помощники
Приложение 2 – словарная работа
Приложение 3 – текст

Приложение 4 – термины