Относительные и абсолютные ссылки в электронных таблицах

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Повторить имеющиеся теоретические знания по теме: «Электронные таблицы».
  2. Познакомить обучающихся с новыми понятиями данной темы и дать им определение.
  3. Выработать понимание где и когда применять каждую из ссылок.
  4. Вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
  5. Повторить и закрепить материал по данной теме.

Задачи урока:

  1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2. Учебная — познакомить с основными видами ссылок и научить применять их на практических примерах. Повторить имеющиеся теоретические знания.
  3. Развивающая — развитие аналитического мышления, памяти, внимательности, творческого мышления. Обобщение и структурирование имеющихся знаний.

Тип урока: Урок – изучения нового материала, с применением современных компьютерных технологий.

Вид урока: Комбинированный урок.

Технология: Личностно-ориентированная.

Оборудование: Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением, карточки с заданиями.

Обучающиеся в конце урока должны

  • Знать: понятие относительной, абсолютной и смешенной ссылок, их назначение, различая и способы применения.
  • Уметь:– использовать при необходимости абсолютные и относительные ссылки, копировать формулы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос (мотивационное начало урока).
  3. Изложение нового материала.
  4. Выполнение заданий.
  5. Проверка заданий. Выставление оценок.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1 этап
Орг. момент.
1 мин.
Поздороваться, отметить учащихся. Садятся за столы.
2 этап
Целеполагание и мотивация.
2 мин.
ТЕМА УРОКА: Относительные и абсолютные ссылки в электронных таблицах.

? Сформулируйте цель нашего урока исходя из темы урока?

Записывают число и тему урока в тетрадях.
· Дать понятие и определение ссылок в ЭТ.
· Выяснить имеются ли другие ссылки?
· научиться их применять.
3 этап
Фронтальный опрос
10 мин.
На предыдущем занятии мы говорили об электронных таблицах.
? Дайте определение ЭТ.

? Приведите примеры программ для работы ЭТ?
? Вспомним, для чего нужна эта программа?


? сформулируйте основное свойство ЭТ?

? Что называется ячейкой?
? Адрес ячейки- ?
? Активная ячейка- ?
? Что значит диапазон ячеек?
? Как он записывается?
? Сколько ячеек входит в блок А3:F3? Какой это диапазон?
? Сколько ячеек входит в блок С3:С10? Какой это диапазон?
? Сколько ячеек входит в блок А1:С3? Какой это диапазон?

· ЭТ – это программа, которая позволяет хранить и обрабатывать числовых данные в таблицах.
· Microsoft Excel, Open office Calc.
· Для обработки большого количества числовых данных (результаты экспериментов, статистика). Более расширенные возможности калькулятора. Для создания таблиц, графиков, диаграмм.
· Изменение числового значения в таблице приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих имя ячейки.
· Ячейка – это место пересечения столбца и строки. Адрес ячейки состоит из заголовка столбца и строки (А1, М123, и т.д.). Ячейка, выделенная прямоугольной рамкой называется активной.
· некоторое количество выделенных ячеек.
· адрес первой ячейки двоеточие адрес последней ячейки.
· 6, диапазон в строке.
· 8, диапазон в столбце.
· 9, прямоугольный.
4 этап
Изложение нового материала.
12 мин.
В формулах ЭТ используются три вида ссылок на ячейки или диапазоны ячеек: Записывают:
Три вида ссылок:
1. Относительная ссылка.
При копировании формулы в другую ячейку ссылка изменяется в соответствии с новым положением.
Подготовлены таблицы для каждого обучающегося и им выдаются. Приложение 1
Объясняю, как будем заполнять таблицы.
Выбираем начальные значения 2, 3.
Например:
  А В С D
1 2      
2 3 =A1+A2    
3        
4        
В ячейку В2 введем формулу =А1+А2.
Формула всегда начинается со знака =.
Редактирование формул производиться на панели формул или в самой ячейке в режиме редактирования.
Заполним вниз (скопируем формулу вниз с помощью маркера заполнения), при копировании формулы в ячейку В3 какая формула получиться?
Заполним вправо.
? в ячейке С2?
? в ячейке С3?
Таким образом таблица примет вид:
  А В С D
1 2      
2 3 =A1+A2 =В1+В2  
3   =А2+А3 =В2+В3  
4        
А значения в таблице:
  А В С D
1 2      
2 3 5 5  
3   3 8  
4        


Записывают определение относительной.


Проставляют их в обе таблицы для относительной ссылки.








Записывают =А1+А2 в ячейку В2 первой таблицы.



=А2+А3

=В1+В2
=В2+В3
2. Абсолютная ссылка.
Эта ссылка не меняется при копировании. При абсолютной ссылке перед именем как столбца, так и строки располагается символ $ (SHIFT+4).
Например:
  А В С D
1 2      
2 3 =$A$1+A2    
3        
4        
В ячейку В2 введем формулу =$A$1+А2. Заполним вниз, то при копировании ее в ячейку В2 она превращается в формулу?
? в ячейке С2?
? в ячейке С3?
Таким образом таблица примет вид:
  А В С D
1 2      
2 3 =$A$1+A2 =$A$1+В2  
3   =$A$1+А3 =$A$1+В3  
4        
А значения в таблице:
  А В С D
1 2      
2 3 5 7  
3   2 4  
4        
Какой можно сделать вывод? Сравните обе ссылки?

Записывают определение абсолютной ссылки.









=$A$1+А3
=$A$1+В2
=$A$1+В3
















· Ячейка А1 остается не изменой а остальные ячейки будут изменяться относительно положения.
3. Смешанная ссылка.
В этой ссылке либо номер строки является абсолютным, а номер столбца относительным (тогда символ $ располагается только перед номером строки, например А$1), либо номер столбца является абсолютным, а номер строки – относительным (и символ $ располагается только перед номером столбца)
Например:
  А В С D
1 2      
2 3 =A$1+A2    
3        
4        
В ячейку В2 введем формулу =A$1+А2. Заполним вниз, то при копировании ее в ячейку В2 она примет вид?
? в ячейке С2?
? в ячейке С3?
Таким образом таблица примет вид:
  А В С D
1 2      
2 3 =A$1+A2 =В$1+В2  
3   =A$1+А3 =В$1+В3  
4        
А значения в таблице:
  А В С D
1 2      
2 3 5 5  
3   2 2  
4        
Д/з: выполнить для столбца
  А В С D
1 2      
2 3 =$A1+A2    
3        
4        
В ячейку В2 введем формулу =$A1+А2. Продолжить дома.
Д/з: Измените формулу в ячейке В: =$A1+A$2 и запишите формулы в близ лежащих ячейках и полеченные значения (в виде двух таблиц).












=A$1+А3
=В$1+В2
=В$1+В3


























Записывают домашнее задание.
5 этап.
Выполнение заданий.
10 мин.
Итак, переходим к выполнению заданий.
Откройте программу: Приложения → Офис → Open office Calc. Открываем с сервера папку: Ссылки → Задания для практической работы №2.
Сохраните документ в свою папку. В документе три листа и соответственно три задания. Постараться выполнить все. Проговорить задания.


Открывают программу и начинают работать с учителем.
Задание 1. Вычислить количество проданного мороженого по всем летним месяцам, по каждому виду округа и общее число проданного мороженого.
Таблицу оформить.
? Какая ссылка используется? Сколько формул нужно ввести?



· относительная, две формулы.
Задание 2. Вычислить стоимость компьютерной техники в рублях и евро в соответствии с курсом валют на сегодняшний день. (Сообщить соответствующие курсы доллара и евро к рублю)
Таблицу оформить.
? Какая ссылка используется? Сколько формул нужно ввести?



· абсолютная, по одной формуле для руб. и евро.
Задание 3.Построить таблицу умножения от 1 до 10.
Таблицу оформить.
? Какая ссылка используется? Сколько формул нужно ввести?


· смешанная, одна формула.
Уточнить есть ли вопросы.
Выдать задания на листках Приложение 2.
 
6 этап
Проверка заданий. Выставление оценок.
2 мин.
Выставление оценок.
Отметить лучших учеников.
Анализ результатов.
 
7 этап
Подведение итогов урока.
3 мин.

Домашнее задание.
? Какие достигли цели урока, из тех которые поставили в начале урока?
? Что вам показалось наиболее интересным?
? Что понравилось?
? Что мы повторили на этом уроке?
Задание в тетради выполнить. Повторить все ссылки.
Подумать где в жизни мы можем применить сегодняшние полученные знания?
Отвечают на вопросы.




Записывают домашнее задание в тетради.