Родительское собрание "Простые жизненные истины"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Показать ценность духовного богатства человека.
  2. Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.
  3. Побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми.
  4. Расширить представление родителей о значимости духовно-нравственного воспитания, способствовать расширению словарного запаса.
  5. Способствовать сплочению родительского коллектива, формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и детьми.
  6. Привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых общеобразовательным учреждением.

Форма проведения: нетрадиционная (групповая)

Организация: 2 группы (родители-дети).

Участники: родители учащихся 4-го класса, учащиеся 4-го класса, классный руководитель, гости.

Подготовка: проводится анкетирование учащихся с целью самоопределения черт характера ребенка.

Оборудование: цитаты для размышления, развешанные в кабинете:

  • «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» Демокрит,
  • «Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым» Франклин Б,
  • «Воспитатель сам должен быть воспитан» Маркс К,
  • «Родители создают тело, учителя создают души». Монгольская пословица,
  • «Лучшая школа дисциплины есть семья» Смайлс С.,
  • «Быть человеком значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит - испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем». Антуан де Сент-Экзюпери,
  • «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». М.М. Пришвин,
  • «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек». К.Г. Паустовский,

мультимедийный проектор, Презентация, журавлики, анкета для детей, памятки для родителей, памятки для учащихся, письмо – обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям

Ход собрания

1. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! (Слайд 1)

Здравствуйте, мамы!

Здравствуйте, папы!

И конечно, ребята, здравствуйте!

Сегодня мы собрались с вами вот таким составом, чтобы поговорить о простых жизненных истинах. И нашу встречу я хочу начать, рассказав вам одну очень поучительную сказку.

Борьба

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для обсуждения:

- Согласны ли вы, что в человеке живут два волка?

- Добавьте то, чем питается первый волк?

(По ходу ответов на доску записываю те понятия, которые называют участники собрания. Например: грусть, страх, трусость, алчность, вспыльчивость, глупость, злопамятство, лень, мелочность, мстительность, наглость, нахальство, невежество, скупость, склочность, хитрость, хамство)

- А теперь добавьте то, чем питается второй волк?

(Снова записываю называемые понятия на доску – честность, справедливость, надежность, отзывчивость, мудрость, позитивность, правдивость, трудолюбие, аккуратность, бескорыстность, бережливость, вежливость, ответственность, скромность, храбрость)

- А вы какого волка кормите?

- Уважаемые родители, вопрос к вам:

- Какое самое важное качество вы бы хотели воспитать у своих детей?

(ответы родителей обобщаю, привожу к понятию «человечность»)

- А что такое человечность? (ответы родителей и детей)

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.

Человечность – умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.

Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.

Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности социальное положение.

Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.

Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.

(Слайд 2)

Человечность – гуманизм, человеческое отношение к окружающим. (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Человечность – человек и вечность соединились в одном слове. В это понятие входит все то, что вечно для человека во все времена. Все то, что мы передаем от поколения к поколению:

  • самое важное
  • самое главное
  • самое сокровенное
  • самое, самое, самое.

- А теперь внимание, уважаемые родители. Что же вам уже удалось передать своим детям, ответы самих детей: ребятам били предложены такие выражения, которые характеризуют человека: (Приложение 1)

Каждый отметил те качества, которые, по его мнению, могут относиться к нему. Этих качеств должно быть не более пяти.

Вот что получилось: (Слайд 3)

Предложенные выражения Количество детей Процент
Я - добрый 16 89%
Я – злой 0 0%
Я – терпеливый 13 72%
Я – нетерпеливый 1 5%
Я – упрямый 2 11%
Я – безразличный 0 0%
Я – хороший друг 18 100%
Я – умный 8 44%
Я – помощник 12 67%
Я – обидчивый 2 11%

Достаточно хорошие результаты получились. Но все же нам есть к чему стремиться, есть над чем задуматься.

2. Для продолжения нашего разговора, предлагаю прочитать сказку Т. Вершининой «Журавль» (Слайды 5-8) (Сказку со слайдов читают вслух трое хорошо читающих учащихся, заканчиваю чтение (8 слайд) сама)

В одной деревне жил-был Колодец с Журавлем. Хороший колодец, глубокий. Вода в нем была чистая, вкусная и холодная-холодная! Даже в самые жаркие летние дни.
Жители деревни любили свой колодец, а Журавль помогал им доставать из колодца воду.
Однажды из дальнего леса прилетела в деревню Сорока. Она села на самую верхушку Журавля и застрекотала:
- Ты кто такой и что тут делаешь?
- Я Журавль, — проскрипел в ответ Журавль. — Я достаю...
- Ты Журавль? — перебила его Сорока. - Да какой же ты Журавль? Где у тебя крылья? А летать ты умеешь?
- Нет, не умею, — спокойно ответил Журавль.
- Ну, вот видишь, а Журавли летают.
- А как это? - заинтересованно спросил Журавль.
- Ну, так же, как я, — прострекотала Сорока, сорвалась с Журавля, облетела вокруг него и села на место.- Журавли — птицы, а ты кто?
- Я Журавль, но летать я не умею, — ответил Журавль.- А это приятно?
- Еще как, — застрекотала Сорока. Вот ты стоишь тут на одном месте, а мы, птицы, можем летать, куда хотим. Журавли вот даже в жаркие страны летают!
Журавль задумался и приуныл.
Да ты не расстраивайся! — затараторила Сорока. Я знаю в нашем лесу Филина. Говорят, он колдун. Он может тебе помочь. Наколдует тебе крылья и научит летать. Жди! Сегодня ночью я его к тебе пришлю, — прострекотала Сорока, вспорхнула и улетела в свой лес.
Журавль стал ждать. Весь день. Весь вечер. А ночью бесшумно, как тень, к нему прилетела огромная птица и уселась на его верхушке.
- У-ху-ху! У-ху-ху! — зловеще прокричала она, взмахнула крыльями и ударила журавля своим изогнутым клювом.
И Журавль почувствовал, что шест на его спине лопнул, и из него появились длинные широкие крылья.
- У-ху-ху! У-ху-ху! — вновь прокричал филин, взмахнул крыльями и поднялся в воздух.
Журавль тоже взмахнул своими новыми ми крыльями, с трудом вырвался из земли взмыл вверх вслед за Филином.
- Ты куда?! А Я? — закричал Колодец, но Журавль его не слышал.
Сильные крылья несли его все дальше и дальше знакомой деревни, от родного Колодца...
Всю ночь и весь день летал Журавль. Он поднимался под самые облака, спускался к самой земле, добирался до далекого леса и возвращался назад. Под вечер он пролетал над своей деревней и вдруг увидел, вокруг его родного Колодца собрались люди. Они пытались достать из Колодца воду, но у них ничего не получалось.
Люди беспомощно разводили руками и сокрушенно качали головой.
Журавлю вдруг стало стыдно, что бросил свою работу Кто теперь поможет людям? И Журавль решительно повернул к земле.
Утром удивленные люди увидели, что Журавль стоит на месте, тихонько покачивая ведром, как будто приглашая опустить его в колодец и достать из него чистой холодной воды.
Вечером прилетела Сорока, застрекотала:
- Ты что это, опять здесь торчишь? Что, летать не понравилось?
- Понравилось, - ответил Журавль. – Но, когда я летаю, я делаю приятное только себе. А здесь – я делаю приятное полезное многим. Ведь я пою водой целую деревню!

Вопросы и задания к сказке: (Слайд 9)
- На месте Журавля вы вернулись бы к Колодцу? (вопрос для всех)
- Представьте, что Журавль из колодца познакомился с настоящим журавлем и подружился с ним. Расскажите об их дружбе. (Работа в группах дети +родители)
- Группа родителей доказывает преимущества жизни настоящего журавля, который может летать, группа ребят — Журавля из колодца, который достает воду.

(вопросы для всех)
- Представьте, что все лесные птицы пришли к Журавлю из колодца на день рождения. Расскажите, что они ему подарили. Чем люди из деревни могут отблагодарить колодец с Журавлем за его труд.

- Представьте, что колодец с Журавлем превратился в волшебный колодец служения.

- Расскажите, как вода из этого колодца поможет вам сделать для людей что-то хорошее.

- Как вы думаете, что означает выражение «служить людям»?
- Что вы испытываете, когда делаете что-то для других людей?
- Что вы испытываете, когда другие люди делают что-то для вас?
- Жертвовали ли вы когда-нибудь для других чем-либо, что для вас особенно дорого?

Итоги собрания

- В заключение нашего разговора, я хочу подарить небольшие памятки каждому ребенку «Как развить себе человечность». (Приложение 2)

- Прочитайте, пусть эти слова, станут для вас напутствием.

- Уважаемые родители, а эта памятка для вас. (раздаю памятки)

- Прочтите, пожалуйста, вслух ту строчку, которая особенно понравилась вам

Памятка для родителей

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учиться агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

- Ваши дети приготовили для вас ответное слово. (Каждый из ребят зачитывает слова обращения к родителям).

Письмо – обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям

  • Не портите меня. Я прекрасно знаю, что не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  • Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.
  • Не будьте не последовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  • Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  • Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  • Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
  • Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом, я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  • Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую информацию там, где мне ее предлагают.
  • Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  • Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  • Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
  • Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  • Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
  • Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ВАШ РЕБЕНОК! (Слайд 10)   

Рефлексия. (Слайд 11)

- Уважаемые родители, если вы считаете, что сегодняшний разговор был вам полезен и вы время провели не зря, предлагаю вам наклеить журавлика светлого цвета над деревней с колодцем, а если вы считаете, что встреча наша напрасна и вам ничего не понравилось, настроение испорчено, то можете приклеить над деревней журавля черного цвета.

А я в свою очередь хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (Слайд12) «благо – дарю», это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Решение родительского собрания:

  1. Использовать полученную информацию о воспитании ребенка в семье.
  2. Развивать в ребенке чувство справедливости, благодарности, ответственности, толерантности, т.е. человечность.