Занятие по технологии в 5-м классе, 2 урока. Тема: "Лоскутное шитье"

Разделы: Технология


Цель урока:

Познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем.

Задачи:

  • Обучающая: научить составлять схемы и эскизы из полосок в технике лоскутного шитья.
  • Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.
  • Воспитывающая: воспитание бережливости; познавательной потребности, формирование эстетического вкуса на основе ДПИ.

Методы и приемы обучения:

  • просмотр презентации;
  • устное изложение нового материала;
  • беседа;
  • демонстрация наглядных пособий;
  • показ трудовых приемов.

Наглядно-иллюстрированный материал:

  • образцы тканей и изделий, электронная презентация “Стеганое одеяло “Космос” с мастер-классом;
  • технологические карточки “Последовательность выполнения схемы и эскиза блока “Елочка”, “Изба”, “Колодец”;
  • образцы схем и эскизов блоков “Елочка”, “Изба”, “Колодец”.

Средства обучения:

  • проектор и экран;
  • альбом и цветная бумага мелованная,
  • простой карандаш и линейка,
  • ножницы и клей-карандаш.

Межпредметные связи: черчение, геометрия, искусство.

Объект работы: цветная бумага, альбом.

Ход 1-го урока:

  1. Оргмомент (2 мин.)
  2. Теоретическая часть (10 мин.).
  3. Просмотр презентации “Стеганое одеяло “Космос” с комментариями (10 мин).
  4. Закрепление изученного теоретического материала (13 мин.)
  5. Объяснение практического задания (5 мин.)
  6. Закрепление практического задания (5 мин.)

Перемена 10 мин.

Ход 2-го урока:

  1. Повторение практического задания (2 мин)
  2. Практическая работа (25 мин.)
  3. Составление композиции из блоков на ватмане формат А0 (11 мин.)
  4. Подведение итогов урока (5 мин.)
  5. Домашнее задание (2 мин.)

1-й урок

1. Организационный момент.

Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и цели урока.

2. Новый материал.

Удивительное рукоделие — лоскутное шитье издавна известно многим народам. Лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность.

Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Так лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта были полезны и красивы: коврики-кругляшки, дорожки из полосок ткани и другое. Они радовали глаза.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считалось признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Шитье из лоскутков называют и лоскутной мозаикой, так как похоже на исторически сложившуюся цветную мозаику или витраж. Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать, о чем думала работница, создавая новое изделие.

Лоскутные изделия отличаются цельностью композиции, декоративностью и утилитарным значением. Такими изделиями не жалко было пользоваться в быту, особо ценные вещи передавались по наследству.

Лоскутные одеяла и покрывала, занавески и салфетки, панно и скатерти, коврики и дорожки украшают и сейчас интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.

Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.

Необходимо отметить, что мастерицы используют даже самые маленькие кусочки тканей, создавая при этом изделия высокого художественного уровня. В наше время лоскутницы упрямо стремятся сохранить прошлое, изучить и развить его. Древние ремесла еще ярче расцветают благодаря труду и творчеству молодых мастеров и мастериц. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколений в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, остается целой.

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как в виду прикладного искусства, которое постоянно развивается. Все больше организовывается различного уровня выставок, посвященных искусству работы с текстильным лоскутом.

Проводятся фестивали, конкурсы, выставки и мастер-классы. Создаются творческие объединения, где встречаются увлеченные лоскутным рукоделием мастерицы, обсуждают интересующие их вопросы по старинному шитью.

В лоскутной технике, как правило, используются геометрические рисунки. Элементами этой мозаики могут служить: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, 6—8-ми угольник.

Из геометрии известно, что треугольник относится к фигурам повтора. Это дает возможность создавать разнообразные орнаментальные рисунки из треугольных элементов. Наряду с вновь созданными композициями, существует ряд распространенных орнаментов-блоков: мельница, алмаз, звезда из треугольников, изба, колодец, пашня из полосок.

  1. Просмотр презентации “Стеганое одеяло “Космос” с комментариями.
  2. Закрепление изученного теоретического материала.
  3. Объяснение практического задания с показом трудовых навыков. Раздать технологические карточки.
  4. Закрепление практического задания. Опрос учащихся.

2-й урок

1. Повторение практического задания.

2. Практическая работа. Выполнить задания по инструкциям:

  • Составить блок-схему из полосок на выбор “Елочка”, “Колодец”, “Изба”.
  • Составить эскиз из цветной бумаги по выбранной схеме.

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование

  • Контроль организации работы, самостоятельности.
  • Соблюдение требований культуры поведения.
  • Соблюдение правил техники безопасности.

Целевые обходы

  • Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места учащихся.
  • Проверка правильности выполнения составления блоков.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
  • Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
  • Проверка соблюдения учащимся правил техники безопасности.
  • Проверка применяемых способов самоконтроля.
  • Прием и оценка практических работ учащихся.

3.

Из готовых работ обучающиеся должны составить композицию на ватмане формат А0 (два ватмана) для образного видения большой картинки будущего одеяла из лоскутков.

4. Подведение итогов урока:

  • Какие блоки можно выполнить из треугольников и полос?
  • Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения работ из лоскутков?
  • Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
  • Цель урока достигнута, т.к. учащиеся хорошо освоили составление схем и эскизов блоков и закрепили на практике весь изученный материал.
  • Показ коллективного результата на ватмане – эскиз будущего одеяла.
  • Сообщение оценок и их аргументация.

5.

Домашнее задание вытекает из сообщения темы следующего урока: “Изготовление шаблонов. Подбор и подготовка лоскутов”.

Принести картон, инструменты, лоскут.

Литература

Название

Автор

Издатель

Город

Год

Лоскутное шитье. Ступени мастерства.

Р. П. Андреева

Литера

Москва

120 с. Ил.

2004

Лоскутное мастерство. Швейная мастерская дома.

Н. М. Волчек

Современный

литератор

Минск

145 с. Ил.

2004

Печворк для начинающих. Лоскутная техника.

В. И. Сидоренко

Феникс

Ростов-на-Дону

130 ст. ил.

2002

Технология – 5

Под редакцией

В. Д. Симоненко

Вентана-Граф

Москва

200 ст. ил.

2007

Технология: 5класс

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. И.А.Сасовой.-2-е изд.,

перераб.-М.Вентана-Граф

240с.:ил.

2007.

Уроки по курсу “Технология”: 5-9класс (девочки).

Петрова Е.Н.

знаний

М

208с.

2007

Приложение

Презентация

Алена и Таня за работой

Готовые эскизы

Просмотр эскизов

Цель достигнута

Эскиз лоскутных блоков