Приемы при подготовке к обучению и развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Я, Иванова Людмила Александровна учитель-логопед, работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 8 “Аленушка” города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края на протяжении 20 лет, в данной должности 9 лет, имею высшее образование, закончила Ростовский государственный педагогический университет в 2002 году, прошла квалификационные испытания, имею высшую квалификационную категорию.

Я работаю в разновозрастной группе комбинированной направленности с детьми, имеющими задержку психо-речевого развития , а также принимаю активное участие в воспитательно-образовательном процессе детей не посещающих детский сад. Веду занятия по подготовке к обучению грамоте и развитию речи в группе предшкольной подготовки для детей 5.5 -7 лет “Будущий первоклассник”, и провожу индивидуальные логокоррекционные занятия по формированию и развитию правильного звукопроизношения у неорганизованных детей, имеющих дефекты речи.

В группу предшкольной подготовки приходят дети, как правило, педагогически запущенными и недостаточно адаптированными к социуму. Поэтому я считаю, главным, что неорганизованные дети, как и дети, посещающие детский сад, должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении и получить равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе. В принципе для этого и создана в нашем детском саду такая группы, и существует она уже 7 лет.

Мне очень хочется поделиться своими наработками со специалистами и педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах кратковременного пребывания по предшкольной работе, раскрыть приемы и методы способы организации при подготовке к обучению и развитию речи.

Изучив ряд методической литературы, переработав ее и адаптировав, я составила, в помощь педагогам, примерную методику обследования речи детей группы предшкольной подготовки. А также мною разработана речевая карта, мониторинг обследования детей группы кратковременного пребывания для выявления уровня развития речевого развития, схема для заполнения логокоррекционного маршрута сопровождения ребенка, имеющего дефект речи. В помощь воспитателям разработала игры и игровые упражнения по развитию речи.

Каждый педагог может варьировать представленные наработки в своей работе. Главной документацией в работе педагога в группе предшкольной подготовке является перспективный план по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению, развитию связной речи, и естественно календарный план.

Использование разнообразных форм работы, приведенные в моей статье, надеюсь помогут педагогам и поспособствуют еще более положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и вербальной памяти, значительно обогатит словарный запас, и усвоению учебного материала.

Слайд 1

“Приёмы и методы, способы организации при подготовке к обучению и развитию речи”

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития.

Неорганизованные дети должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогу, работающему с детьми старшего дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки, необходимо знать особенности речевого развития; помнить, что у каждого ребенка они проявляются по-разному, по-своему, и регулировать свое педагогическое взаимодействие с каждым ребенком в соответствии с его особенностями. И поэтому в первые две недели сентября необходимо провести обследование речи каждого ребенка с целью получения объективной картины речевого развития детей, пришедших в ГПП.

Работу по обследованию речи вы можете начать с предварительной беседы. Ребенку задаются вопросы такого плана:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь?
  • С кем ты живешь?
  • Есть ли у тебя друзья? С кем ты дружишь?
  • В какие игры любишь играть?
  • Какие мультфильмы любишь смотреть?
  • Кто тебе читает книжки?
  • Какая самая любимая книжка? О чем она?
  • Где ты отдыхал летом?

Слайд 2

Предварительная беседа

– установления доверительных отношений с ребенком;
– выявление контактности;
– общая осведомленность ребенка;
– речевая активность.

Для дальнейшего успешного обучения ребенка мы должны развить основные речевые компоненты:

Слайд 3

Основные речевые компоненты

– Звукопроизношение
– Фонематических слух
– Словарный запас
– Грамматический стой речи
– Связная речь

Далее обследование речевой деятельности проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов.

Слайд 4

Игры и игровые упражнения для обследования речи детей

Чтобы определить есть ли нарушение звукопроизношения, детям предлагается игра “Назови и найди”, состоящая из разрезных предметных картинок и игрового поля с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушены у детей 5.5 – 7 лет – это свистящие, шипящие и соноры. Педагог показывает картинку, ребенок называет ее, находит точно такую же на игровом поле.

Для выявления способности ребенка к фонематическому анализу и синтезу, вы можете использовать такие задания:

“Послушай имена детей и назови первый звук в словах”, или же “Послушай слова, покажи картинку, которая начинается со звука “А” – выделение первого ударного гласного в слове, “Хлопни в ладоши и поймай звук “С”-, если услышишь его в словах: нос, сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус” – выделение заданного звука. “Послушай слова и назови первый (последний) звук в слове”, “Выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, назови звуки по порядку”; составление слова из последовательно данных звуков: “Угадай, какое слово загадал тебе Незнайка”.

Состояние активного словаря ребенка вы можете определить с помощью игр и игровых упражнений такого плана:

Упражнение “Подбери предмет” – словарь существительных в называние предметных картинок.

Игра “Четвертый лишний”. Выясняет, умеет ли ребенок обобщать предметы и называть их одним словом.

Упражнение “Назови предмет и его части”. Название целого предмета и его частей. Например: “стул – ножки, сиденье спинка; машина – кабина, фары, колеса, кузов”.

Игра “Кто, как передвигается” – глагольный словарь в названии действий по картинкам или по демонстрации: птица – рыба – плавает, змея – ползает, заяц – прыгает, самолет – летает и т.д.

Игра “Кто, что делает?” называние профессиональных действий (с использованием наименования профессий): врач– лечит, учитель – учит, строитель – строит, повар –варит и т.д.

Для изучения состояния словаря прилагательных предлагаются:

Упражнение “Подбери словечко”. Подбор определений к слову: еж – колючий, белка – ..., стакан – …

Игра “Скажи наоборот”. Подбор антонимов (с 6 лет): большой – ..., горячий – ..., широкий, длинный – ..., грязный – ..., веселый – ...

Для обследования грамматических категорий и связной речи вы можете использовать такие игры как:

Игра “Один – много”.

Например: шар – шары, стол – столы, карандаш – карандаши, слон – слоны, кот – коты, дом – дома.

Игра “Большой – маленький” (“Назови ласково”) Помогает установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра “Посмотри и покажи” Помогает установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм.

На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок. Ребенку предлагается показать, а затем и сказать: Где мальчик входит, а где выходит? Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду? Где самолет улетает, а где прилетает? Какой мальчик раздевается, а какой одевается?

Упражнение “Угадай”. Помогает установить, различает ли ребенок единственное и множественное число прилагательных.

Педагог предлагает ребенку: “Я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю”.

А теперь: Красный (что?)... Красные (что?)...

Упражнение “Внимательные ушки”. Помогает выяснить, понимает ли ребенок тексты различной сложности. Педагог эмоционально читает текст к сюжетной картинке. Убедившись, что ребенок заинтересовался прочитанным, он задает вопросы по тексту. Ребенок может давать ответы показом, но лучше – словесно. Чем выше уровень речевого развития, тем сложнее подбираются тексты.

Упражнение “Составь рассказ”. Умение составлять рассказы по плану по сюжетной картинке, сюжетным картинкам, из личного опыта.

Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Обследование речи детей выявляет уровень развития речи: достаточность словарного запас для возрастной нормы, сформированность грамматического строя и связной речи; достаточно ли развито слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; сформированность фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Если в процессе обследования наблюдаются значительные отставания в речи ребенка и специфические нарушения звукопроизношения, то вы советуете родителям обратится на консультацию к логопеду.

Слайд 5

Документация педагога группы предшкольной подготовки

– Перспективный план по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению.

– Календарный план.

Чтобы построить образовательный процесс по речевому развитию и обеспечить равные стартовые возможности ребенку для дальнейшего обучения в школе, у вас должен быть составлен перспективный план по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте составленный на основе плана-программы предшкольного образования детей 5,5 – 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение под редакцией Е.Г.Приходько, рассчитанный на 1 занятие в неделю и календарный план, основной задачей которого является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка и обучение их звуковому анализу и синтезу. Помните главное, что проводя работу по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте не детский сад, не тем более педагог, работающий в группе предшкольной подготовки не должен обучать детей навыкам чтения. В процессе обучения дети, научившись навыками звукового анализа и синтеза сами без труда складывают звуки в слоги, слоги в слова и могут овладеть начальными навыками чтения.

Из опыта нашей работы, мы рекомендуем вам составить перспективный план по развитию связной речи, рассчитанный на 1 занятие в неделю, для того чтобы решить в процессе обучения следующие задачи:

Слайд 6

Перспективный план по развитию связной речи.

Задачи:

  1. Развитие понимания устной речи.
  2. Расширение и активизация словарного запаса: умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
  3. Совершенствование навыка ведения диалога.
  4. Совершенствование грамматических средств языка: умение владеть словоизменением и словообразованием, грамматически верно строить фразы.
  5. Развитие самостоятельной связной речи: составление рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картин, пересказ, составление описательных рассказов, составление загадок и творческих рассказов

В календарный план можете включать игры и игровые упражнения на развития лексико-грамматических категорий, связной речи, слухового внимания, зрительной памяти, общеречевых навыков, на развитие фонематического слуха. При совместной работе вне занятий планировать прочтение рассказов и сказок, составление описательных рассказов, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Слайд 7

Дидактический материал и игровые пособия по развитию речи

Организация работы строится по гибкому графику, в логопедическом кабинете, который оснащен дидактическим материалом и игровыми пособиями по развитию речи:

– Игры и игровые упражнение на развитие грамматики;

– Игры и игровые упражнение на развитие словарного запаса;

– Пособия для развития связной речи;

– Игровые упражнения на развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза ознакомлению;

– Игры на развитие мелкой моторики.

А также картотеки игровых упражнений по развитию звукопроизношения, общеречевых навыков, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Слайд 8

Формы организации работы

– Подгрупповые занятия

– Индивидуальные занятия

Для успешной реализации поставленных задач, организовывать работу с детьми лучше, используя подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия должны носить комплексный характер, т.е. на одном занятии решается сразу группа задач, при решении которых используются активные методы обучения.

Слайд 9

Активные методы обучения.

  1. Комплексные задания.
  2. Игры с использование мнемотехнических таблиц.
  3. Игры на кодирование и декодирование.
  4. Моделирование.
  5. Моделирование множества.

Комплексные задания – например игра “Мы с картинками играем” Задание: Назови картинки. Определи место звука Р в названиях картинок. Подели слова на слоги (проведи линии). Слова с одним слогом – в дом, с двумя – в замок, с тремя – в избушку.

Игры с использование мнемотехнических таблиц. Такие игры используются при пересказе коротких текстов. Ребенок прослушивает рассказ, отвечает на вопросы и затем с помощью компьютерной мышки расставляет картинки в нужной последовательности и пересказывает самостоятельно текст.

Игры на кодирование и декодирование. Игры “Составь загадку”, “Составь рассказ” – с помощью использования опорных схем ребенок составляет загадки-описания, рассказы описания о предметах.

Метод моделирования используется в игра на развитие звукослогового анализа и синтеза. Например, игра “Рассыпались буквы”, “Ребусы”

Метод моделирование множества, используется в играх по грамматике: “Подбери словечко”, “Слова одной семейки”, в играх на формирование фонематического слуха: например, игра “Любопытный” – называй только слова на звук “А” Как тебя зовут? (Арина, Аня, Андрей и т.д.)Какой у тебя любимый напиток? ( ананасовый сок) Назови месяц в году. (апрель, август) Кем хочешь стать когда вырастишь? (артистом). Вопросы могут, быть любыми.

Слайд 10

Звукоград

Занятия строятся в игровой форме. В процессе занятий по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте у детей завязывается дружба с Звуковичками, которые живут в Звукограде на улицах Певцов – гласные звуки (в красных домиках, носящих красную одежду), на улице Громкой Звуковички – колокольчики – звонкие согласные, живущих в синих и зеленых домиках, носящих синюю и зеленую одежду (твердые и мягкие), на улице Тихой Звуковички – молоточки – глухие согласные (мягкие и твердые). Они во всем помогают детям, а они в свою очередь выручают их из разных ситуаций, упражняясь в речевых навыках (например: “Спор братьев”. В этой игре отрабатывается дифференциация звуков, общеречевые навыки, интонационная выразительность, эмоции).

Наряду с активными методами используются информационно-коммуникативные технологии. Так на занятиях по развитию речи с дети проводятся видио-беседы.

Слайд 11

Игра на развитие связной речи

На подгрупповых занятиях у детей всегда вызывает интерес игра “Маленький писатель”, когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал “рассказ”, “сказку”, например о животном. Кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает по опорной схеме описание понравившегося животного. “Маленькие писатели” сочиняют истории по сюжетным картинкам, В игре “Сказочники” ребенку предлагается поведать всем детям – пересказать короткий текст. Дети, изображают, артистов в играх-драматизациях по сказкам. Персонажам Незнайке, коту, Самовар-Самоварычу и другим, приходящим к ним на занятия, помогают выполнять задания, исправляют, сделанные героями ошибки, аргументируют ответами проблемные ситуации. Например, “Незнайка хочет вам рассказать одну историю о мальчике Коле, которого все ребята называли жадиной, и не хотели с ним дружить, а он не понимал почему. Послушайте историю.

Мальчик Коля жадным был,
Только лишь себя любил.
Не делил ни с кем конфеты
И игрушки не давал.
Сам все ел, играл в игрушки
И себя все забирал.
С ним ребята перестали
И делится и дружить.
Жадиной его прозвали:
Очень трудно с Колей жить.

Вопросы:

Почему дети прозвали Колю жадиной? Почему дети перестали делиться с колей? Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?

Занятия по развитию речи способствуют активизации, уточнению и закреплению представлений детей об окружающем мире, совершенствованию лексико-грамматических средств языка, развитию и закреплению навыков связного, последовательного, выразительного пересказа, умению передавать диалог, составлению сложных сюжетных рассказов и сказок. Для эмоционального фона занятия и снятия нагрузки обязательно нужно проводить физкультминутки или делать динамические паузы в ходе занятия, используя различные подвижные игры на координацию речи с движениями, пальчиковую гимнастику. В нашем детском саду педагоги, работающие в ГПП, владеют методикой логоритмики и используют логоритмические упражнения для физкультминуток.

Вы немного подустали. Давайте поиграем.

Игра на координацию речи с движением “Воробей”.

Среди белых, голубей  Идут по кругу, заложив руки за спину.
Скачет шустрый воробей.  По центру скачет на корточках один ребенок.
Воробушек-пташка,  Встают лицом вкруг, берутся за руки, идут приставочным шагом.
Серая рубашка.  “Воробей” пытается “вылететь”, а “голуби” его не пускают.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.

Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достичь цели используются различные формы поощрения: благодарность, которую выражают герои, фишки, медальки, а за выполнение сложных заданий дарят наклейку с изображением мультипликационных героев, к которым дети очень стремятся.

Процесс развития речи часто бывает сложным и длительным и поэтому, чтобы заинтересовать ребенка, на индивидуальных занятиях используются компьютерные игры на развитие звукопроизношения, развитие фонематического слуха, на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Использование таких форм работы способствуют положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей, их речи, вниманию и вербальной памяти. Это значительно обогащает словарный запас, и в итоге материал легче усваивается и запоминается.

Слайд 12

Диаграмма результатов речевого развития детей группы предшкольной подготовки за 2009 – 2010 учебный год

Результаты обследование детей группы ГПП на конец года показывают достаточно высокий уровень развития речи и готовность к обучению в школе. Это можно проследить на диаграмме результатов работы с детьми группы предшкольной подготовки за 2009 – 2010 учебный год. В начале года мы видим, что уровень речевого развития детей пришедших в ГПП составляет с высоким уровнем -36%, со средним – 39%, с низким – 25%. К концу года виден положительный результат и уровень речевого развития детей с высоким уровнем – 76%, со средним – 20%, с низким – 4%. Консультирую родителей о готовности детей к школе, мы рекомендуем детям не готовым к школьному обучению, пройти повторный курс обучения в ГПП, или же обратится в ППМС центр – “Истоки” для определения дальнейшего маршрута обучения.

Диаграмма
результатов речевого развития детей группы предшкольной подготовки за 2009-2010 учебный год

Презентация

Приложение 1

Приложение 2