Классный час "Серебряный звон России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: показать значение колокольного звона в жизни русского народа, научить ориентироваться в мире духовных ценностей.

Задачи:

Образовательные:

  • показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона,
  • познакомить с видами колокольного звона.

Развивающие:

  • развитие творческого воображения, расширение кругозора,
  • знакомство с традициями русского народа, воздействовать на положительные эмоции учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории, гордости за свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа

Звучит старинный вальс "Вечерний звон", на его фоне заранее подготовленные ученики читают стихотворение "Над Русью бьют колокола".

1 ученик:

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.

2 ученик:

Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.

3 ученик:

Над Русью бьют колокола
С отчаянной надеждою.
Как прежде в небе два крыла,
Но ветер не по-прежнему.
Он бьет в лицо, он валит с ног,
Трезвея от всесилья.
И дайте срок.
И дайте срок...
Бьет в колокол Россия!

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит открыть еще одну страницу в истории отечественной культуры. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими. Сегодня мы узнаем, какую роль в жизни людей имеют колокольные звоны, услышим легенды и предания о колоколах, познакомимся с основными видами колокольных звонов, разберём значение новых понятий.

Слайды 1–2

4 ученик: Русские колокола – это, можно сказать, материализованные знамена духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их "звонкими иконами". Колокола – это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню. Известный исследователь прошлого

Слайд 3

С.Смоленский писал: "Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов – у нас и простор для такой музыки". Мы совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов. Существует предание о появлении первого церковного колокола.

Слайд 4

5 ученик: В Южной Италии, которая славилась хорошим качеством меди, епископ Павлин Милостивый (353-431) отлил первый колокол для церкви. Епископ Павлин Милостивый известен как духовный писатель и церковный деятель. Однажды, удрученный людским неверием и равнодушием, епископ Павлин с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: «Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной, тёмной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твоё, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой». Измученный духовными переживаниями и трудами, епископ заснул на высоком холме. И во сне увидел ангелов, сходящих с облаков к холму, усыпанному росшими здесь цветами- колокольчиками. Ангелы раскачивали стебли цветов, и пространство наполнялось дивным, серебристым звоном, исходившим от колокольчиков. После духовного озарения епископ Павлин Милостивый распорядился из сплава меди, олова и висмута отлить первый колокол, по форме похожий на колокольчик, а по звукам – на ту прекрасную музыку, которую он слышал.

Слайды 5–7

6 ученик: Не повезло колокольным звонам в XX в. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.

7 ученик: Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Учитель: Как же появились колокола на Руси? Что такое колокольное искусство? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство. Слайды 8–9

8 ученик: Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны – это еще не искусство, а лишь предтеча его. К тому же распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера.

Они были еще редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками. Слайд 10

9 ученик: Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI в., да так, что вскоре Русь по размаху колокольно-литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. Летописи, излагавшие события того времени, пестрят упоминаниями о колоколах.

Слайды 11–13

10 ученик: Стремление к силе, мощи в единствевот самое важное и действенное общественное движение на Руси. Этой сфере духовных запросов русских людей ответили колокольные звоны. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, где господствовала общность людей, вырабатывалось для всех единое мнение. Несчастье на Руси – "вопит" во всю мощь набат, а в обыденной жизни звучали будничные колокола, собирая народ для выполнения христианского ритуала. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола – это глашатаи важного для всех события, призыв к общности людей, призыв к единению.

Учитель: Колокольные звоны для русских людей – это неумолимый счет времени, регламентация течения времени, жизни, это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец, это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных.

Слайд 14–15

11 ученик Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов. Единство народной песни и колокольных звонов прослеживается в самых разных аспектах.

Слайд 16

12 ученик: Ведь для русских звонарей народная песня – это музыкальная форма, эталон, духовное начало каждого человека. Это образец для подражания. Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования ее жанровых разновидностей

  • Благовест
  • перезвон
  • праздничный
  • проводной (погребальный)
  • звоны будничные
  • свадебные

вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных "школ".Об этом нам расскажет Благочинный Отец Геннадий Троицкой церкви нашего города. (слово Отцу Геннадию)

Слайды 17–25

В России каждый христианин различал звук колокольных звонов. При всём разнообразии колокольных ансамблей в православной культуре соблюдается определённый порядок колокольных звонов. Различают два основных вида церковных звонов: благовест и собственно звон (звон во все или несколько колоколов). Благовест – это звон в один колокол призыв, которым прихожане созываются на службу. (Словарная работа: выяснить значение слова «благовест» – благая весть. «Благо» – мир, покой, добро, счастье. «Благовест» – доброе известие. «Евангелие» – благая весть). Благовест – созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую, радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Совершался благовест так: сначала производится 3 редких, медленных, протяжных удара до полного угасания звука, а затем уже следуют удары более короткие, в них будто слышится призыв: «К нам…к нам…к нам…» Фрагмент звучания колокольного звона «Благовест» К Литургиям– торжественным воскресным и праздничным службам – за благовестом начинается собственно звон, в котором используются четыре вида звона: перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Перезвон – это поочерёдные удары в каждый колокол, начиная с большого до самого малого, так несколько раз.

Фонограмма

Перебор – медленный звон в каждый колокол, начиная с малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, так повторяется много раз. Перебор выражает грусть, скорбь утраты и используется при похоронных обрядах, поэтому называется также похоронным или погребальным звоном. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приёма, совершается на Всенощном бдении. Трезвон – это звон, при котором звонят во все колокола в три приёма с паузами между ними. Трезвон совершается на Всенощном бдении (торжественное Богослужение накануне воскресных и праздничных дней, проводимое в вечернее время) и Литургии. Набат – тревожные сигналы о бедствии – частые удары в один колокол.

Фонограмма

Праздничный звон бывает:

а) великий – во все колокола с большим колоколом;
б) средний – во все колокола без большого колокола;
в) красный – в несколько колоколов, без самых больших (в 5-7) – получается без больших колоколов очень светлое звучание.

Учитель: Что же придаёт музыке колокольный звон? Какие качества? Добавляет ли торжественности? (Да). (Выставляю на доску напечатанные слова )

Могущество Сила Нежность Монументальность Торжественность Величие Задушевность Уверенность

Слайд 26

Учитель: Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры. 13 ученик – стихотворение Степана Щипачева "Звонят колокола".

Звонят в России колокола.

Но это – не богу хвала,
а предкам нашим, загинувшим где-то.
Умельцы, бедами тертые,
для каменных белых церквей
лили колокола и к металлам твердым
прибавляли частицу души своей.
И колокола – грозны и певучи -
то бьют набатом, то благовест льют.
Звонят в России колокола,
но это не богу – искусству хвала.

Слайд 27–30

14 ученик: К сожалению, не все колокольни могут выполнять в настоящее время свое прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своем первозданном виде как памятники архитектурного зодчества, и мы можем многое рассказать об их удивительной истории. Одна из них – Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля. На территории Московского Кремля находится Колокольня Ивана Великого. В её четырех ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн. Царь-Колокол не имеет равных по весу (масса =200 тонн) и художественному литью (1735 г.) Рядом с Колокольней Ивана Великого находятся два шедевра русского литейного искусства: Царь-пушка и Царь-колокол.

слайд 31

Учитель : И в настоящее время к колоколам, как части нашей истории приковано пристальное внимание, в том числе, первых лиц нашего государства. Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, приехавшему на празднование 1150-летию Великого Новгорода предложили первому ударить в 2-х тонный колокол «Благовест».

15 ученик: Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России» Специалисты утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека. Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…Самые лучшие колокола отливали в России. Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы, что давало возможность играть яркую музыку

Слайд 32

Учитель: Сохранились имена мастеров, давайте вместе их прочитаем:

Филипп Андреев Емельян Данилов Андрей Чохов Флор Терентьев Михаил и Иван Моторины (Царь-Колокол)

Учитель: Итак, какую же роль в нашей истории играют колокольные звоны и колокольное искусство? (Дети высказывают свои точки зрения).

Закончите предложение: Самое интересное для меня было …

Учитель: Ответим просто: это человеческое искусство. Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Когда звонит колокол, люди плачут, а слезы, говорят, очищают нашу душу. Так пусть ваша душа будет чистой, способной понимать прекрасное!

Стихотворение Евдокии Растопчиной

16 ученик:

О, Русь, благословенная моя
Познать тебя не хватит целой жизни:
Твоих церквей златые купола
И многовещный звон
колоколов отчизны
Тот чудный гул,
идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу
Призывом к дальней жизни
без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый. Руси наследие.
Моё причастие к тебе
да будет вечным
Как и всё живое…

Слайд 33 Звучит фонограмма песни «Славься»