Урок информатики в 7-м классе. Тема: "Создание диаграмм в Exсel"

Разделы: Информатика


Раздел программы: Информационное моделирование.

Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах.

Задачи урока:

образовательные:

  • научить учащихся строить диаграммы;
  • закрепить теоретические знания по математике вычисление процентов;

развивающие:

  • развивать умение искать информацию и умение презентовать информацию;
  • развивать одну из ключевых компетенций обучающихся – умение работать в группе;
  • развивать самодисциплину при работе в команде;

воспитательные:

  • вызвать у учащихся стремление принимать активное участие в поиске нового знания;
  • мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Программное и техническое обеспечение урока:

      • Мультимедийный проектор;
      • Компьютерный класс;
      • Программа MS Excel.

Дидактическое обеспечение урока:

  • Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа (приложение 2), презентация «Кто мы? Какие мы?», яблоки с понятиями (приложение 3), нарисованная яблоня.
  • Презентация к уроку (приложение 1).

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  • Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса;
  • Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классе. Методическое пособие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, сегодняшний урок проведу у Вас я. Зовут меня, Татьяна Владимировна.

Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный, и дерево к концу урока будет все увешано плодами. Тема нашего урока: «Кто мы? Какие мы?»

II. Мотивация.

Мы живем в мире цифр, и они окружают нас, но за цифрами стоят реальные люди. Вот за аббревиатурой 7В стоите вы, реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер – это реальный человек со своей жизнью и интересами.

В интернете я нашла следующую статью:

В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих на 3 равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» – 75%, а в 7 «в» – 80%.

– Ответьте на вопрос: Сколько человек учится на «4» в 7 «в» классе? (10)

– Удобно ли представлена данная информация? (Нет)

– А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).

Она бы приняла следующий вид:

Класс
Кол-во учащихся 20 24 25
5 5 8 8
4 10 10 12
3 5 6 5
%качества знании 75 75 80

III. Повторение.

На прошлом уроке вы говорили об электронных таблицах. Как они назывались? (Excel) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.

Что Вы научились делать в этих таблицах? Ответы детей: Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.

Для начала вспомним изученные понятия с помощью электронного теста. Пересядьте, пожалуйста, за компьютеры, включите мониторы и на рабочем столе у каждого имеется открытая тестирующая программа.

Работа за компьютером.

Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.

IV. Изучение нового материала.

Пользуясь этой таблицей, вы смогли бы посчитать в процентном соотношении успеваемость каждого класса? А как?

А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать быстро и наглядно. Разгадав ребус (ребус на слайде), вы узнаете с чем мы сегодня будем работать.

Правильно, диаграммы. Сегодня мы познакомимся с Созданием диаграмм в Excel, будем учиться работать с мастером диаграмм, грамотно и наглядно представлять данные в графическом виде.

Сегодня мы попробуем охарактеризовать ваш класс с использованием диаграмм. Но начнем с того, так что такое диаграмма? Какие виды бывают? Как её создать?

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов.

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат.

Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках (столбики располагаются вертикально);
Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально);
График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин
Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке
Кольцевая – аналогична круговой

Порядок создания диаграмм:

  1. Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
  2. Построить таблицу
  3. Выделить объект, содержащий данные для построения.
  4. Вызвать мастера диаграмм.
  5. Выбрать тип диаграммы.
  6. При необходимости изменить данные

Диаграмма представляет собой самостоятельный объект электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.

  1. Область диаграммы.
  2. Область построения диаграммы.
  3. Элементы данных в рядах данных, которые используются для построения диаграммы.
  4. Горизонтальная (ось категорий) и вертикальная (ось значений) оси, по которым выполняется построение диаграммы.
  5. Легенда диаграммы.
  6. Диаграмма и названия осей, которые можно использовать на диаграмме.
  7. Метки данных, которые можно использовать для подписи точек данных в рядах данных.

Результатом станет объяснения, как изменять цвета, формы, значения диаграмм

IV. Физминутка.

Теперь давайте с бабочкой немножко отдохнем
И глазками по линиям за нею мы пройдем.

V. Практическое закрепление материала.

Ну, а сейчас мы составим паспорт класса, используя диаграммы. На столах у вас карточки с практической работой, будьте внимательны, каждый этап работы расписан.

Спасибо, вы все справились с заданием, и за работу на уроке я вам ставлю …

VI. Подведение итогов.

Сегодня я шла к вам на урок ничего не зная о вашем классе, только то, что вы 7 «В» и что в списке 26 учащихся. С помощью диаграмм, я узнала о вас как о коллективе: сколько у вас мальчиков и девочек, ваши любимые предметы, какие кружки посещаете.

А вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания. Перед вами дерево без яблок. А мы говорили, что наши знания – плоды. Давайте посмотрим, сколько яблок выросло у нас на дереве. У вас на столах лежат яблоки. Возьмите по одному, прочитайте что на нем написано , если вы усвоили данное понятие или научились строить диаграмму, то выйдите и прикрепите его на яблоню.

Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.

VII. Домашнее задание.        

  1. Выучить определения, уметь различать виды диаграмм.
  2. Для желающих: сделать буклет на тему: Построение диаграмм в Excel.