Применение метазаданий в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Актуальным на сегодняшний день является применение метазаданий. Универсализм метазаданий состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников посредством метазаданий».

Применение метазаданий позитивно влияет на формирование когнитивных универсальных учебных действий младших школьников, если: обучение учитывает возрастные особенности когнитивных процессов учащихся; используется обучение детей проблемно-поисковой деятельности; задания подбираются по принципу от простого к сложному.

В методологическую основу исследования положены теоретические подходы к психологическим и развивающим основам обучения младшего школьного возраста, раскрытые в трудах отечественных педагогов и психологов. Так же учтены основные положения концепций А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, а также разработки Н.В. Громыко, А.З. Зака, Н.В. Костюкович, В.В. Подгорной, В.Ю. Савкуевой и др. по формированию универсальных учебных действий, которые приемлемы к использованию в начальной школе.

В Федеральных государственных образовательных стандартах II поколения отмечается, что в сфере когнитивных универсальных учебных действий выпускники начальной школы должны научиться воспринимать и анализировать информацию и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеть действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы выполнения заданий.

  1. На первом этапе изучался научно-теоретический материал, проводился подбор методических и дидактических материалов, выбор способов формирования когнитивных универсальных учебных действий младших школьников.
  2. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент,
  3. Третьим этапом работы было проведение серии экспериментальных занятий, направленных на формирование у детей экспериментальной группы когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий. Этот этап был самый длительный – октябрь 2009 г. – май 2011 г.

Метазадания – задания универсального назначения, содержащие познавательную задачу, для решения которой ученику требуется расширение и углубление предметного знания.

  • умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
  • умение производить мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство);
  • умение моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.

Метазадания предлагаются

(гиперссылка) – по одному предмету: н-р по математике

(гиперссылка) – интегрированные метазадания используются для проверочных работ

5. «Вика, Наташа и Лена в магазине купили капусту, яблоки и морковь. Все купили разные продукты. Вика купила овощ, Наташа яблоки или морковь. Лена купила не овощ. Кто что купил?».

Решение можно выполнить с помощью следующей таблицы:

  В Н Л
К + - -
Я - - +
М - + -

6. «Уезжая из летнего лагеря, друзья обменялись фотографиями: каждый дал каждому по одной своей фотографии. Всего им для этого понадобилось 6 фотографий. Сколько было друзей?».

Решение получается, если, правильно скомбинировав искомые данные, ребенок устанавливает правильное решение. Этому может помочь рисунок:

Этапы выполнения метазадания.

Теоретический анализ источников показал, что основной трудностью для младших школьников при выполнении интегрированных метазаданий является самостоятельный поиск информации в тексте, добывание знаний.. Применение метазаданий обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. При их систематическом применении у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

В ходе работы на основе выявленных недостатков когнитивных УУД младших школьников проведены уроки с включением метазаданий в содержание уроков. Наше наблюдение за работой детей показало, что учащиеся с большим интересом выполняют эти задания, активнее включаются в учебный процесс, более качественно анализируют, рассуждают, делают выводы. Результаты показали, что правильно подобранный материал, включающий ряд тем, актуальных для каждого конкретного возраста, систематическое использование метазаданий на русского языка, литературного чтения, уроках окружающего, способствуют повышению интереса учащихся к учению и создают стойкую учебную мотивацию.

Данное исследование показало также, что если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его как субъекта учения. Проблемный вопрос, содержащийся в метазадании – различные формы выражения учебной проблемы и основные дидактические понятия, применение которых приводит к возникновению когнитивных универсальных учебных действий учащихся.

Для определения направления работы по исследованию основных когнитивных универсальных учебных действий младших школьников и определения их показателей были использованы следующие методы: творческие задачи А.З. Зака; количественный анализ результатов тестового задания; качественный анализ результатов исследования.

Диагностический комплекс заданий включал поисково-творческие задачи разного вида:

  • задачи на определение способности комбинировать;
  • задачи, связанные с умением анализировать;
  • задачи, связанные с умением рассуждать, классифицировать и устанавливать закономерности.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, показали, что при включении метазаданий в учебный материал существенно возрастает уровень когнитивных УУД учащихся. Так, проведенный мониторинг по 6 показателям показал, что повысилось на 40% умение анализировать; умение комбинировать – на 30%; умение рассуждать – на 25%; умение планировать – на 35%; умение классифицировать – на 35%; умение устанавливать закономерности – на 35%.

Полученные результаты позволяют нам удостовериться в том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась; поставленные цель и задачи достигнуты.

В результате применения метазаданий в течение двух лет 12 учащиеся экспериментального класса добились успехов во внутришкольных, улусных олимпиадах. Также повысились показатели качества обучаемости по математике с 65% до 78%.

  1. Когнитивные универсальные учебные действия отражают также уровень подготовки, включая и собственно учебную тренировку, которая с успехом реализуется, если применять метазадания. Школьник, который много раз решал такие задания, находится в более выгодном положении, чем новичок в этой области.
  2. В метазаданиях скорость решения не зависит ни от памяти, ни от знаний. Решая предложенную поисковую задачу, ребенок пробует разные подходы: если подход не ведет к цели, он отказывается от него. Находит другой подход к решению, другие способы. В метазаданиях он проявляет способность быстро отказаться от версии, ищет новое и оригинальное – проявляет гибкость мышления.
  3. Учитель, создавая учебные ситуации для формирования когнитивных универсальных учебных действий учащихся, должен оценивать оригинальность, информативность, гибкость мышления, а также новизну решения. Задача учителя – не только сообщать знания, но и повышать познавательную активность и трудолюбие учащихся. Задача ученика – учиться, развивая у себя ценные черты характера и личности. В таких условиях обучения дети сами учатся рассуждать, доказывать, самостоятельно и творчески мыслить, применять изученное в практической деятельности и делать умозаключения.

Таким образом, учителю надо помнить, что многократное повторение однотипных задач на одном уроке может привести к нежелательным явлениям. Решив несколько сходных между собой задач, учащиеся и к задачам другого типа пытаются применить те же приемы решения, то есть при такой методике у школьников проявляется инертность мышления.

Презентация.