Урок ИЗО в 5-м классе. Тема: "Искусство Городца"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить учеников с историей городецкой росписи; рассказать об особенностях городецкой росписи; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением предметов украшенных элементами городецкой росписи, мультимедийная презентация, художественные материалы, раздаточный материал: карточки с изображением порядка выполнения основных элементов городецкой декоративной композиции, учебник: Н.А. Горяева «Изобразительное искусство. 5 класс».

План урока:

  1. Городецкий промысел.
  2. Основные элементы росписи.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.

ХОД УРОКА

1. Сообщение ученика об истории искусства городецкой росписи. Его выступление сопровождается слайдами мультимедийной презентации:
«Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода. Первоначально этой росписью украшались городецкие прялки. Городецкие мастера использовали свою технику для украшения донца, они пользовались инкрустацией – вырезали фигурки из дерева или иной породы и вставляли их в соответствующие по форме углубления. Вставки изготавливались из темного мореного дуба, которые рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Позже мастера стали применять подкраску – сочетание яркого желтого цвета с темным дубом с добавлением синего, зеленого и красных цветов. Все это делало донце более нарядным и красочным. Прялка – традиционный подарок невесте. Кроме того, этой росписью украшали шкафчики, сани, детские игрушки.

2. Рассказ учителя об основных элементах городецкой росписи.

Птица и конь – главные герои городецкой росписи.
Розаны, бубенчик и купавка – основные элементы декоративной композиции.   «Древо жизни» – традиционный сюжет, олицетворяющий природу.
Цветочные орнаменты: «Букет» – расположен симметрично.
«Гирлянда» – один или два наиболее крупных цветка расположены в центре, а от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листочками. Цветы могут быть вписаны в круг, полосу. «Ромб» – является вариантом «гирлянды». Один или два цветка образуют центр, а бутоны и листочки расположены немного поодаль. «Цветочная полоса» украшает расписные прялки. Полоской роспись разделяет предмет на ярусы. «Венок» напоминает «цветочную полосу» по краю блюда или крышки шкатулки.

3. Постановка художественной задачи.

Используя карточки-инструкции, рассмотрим последовательность выполнения элементов городецкой росписи. Наша задача на уроке: научиться выполнять некоторые элементы, необходимые для построения годецкой композиции.

4. Выполнение тренинговых упражнений под руководством учителя. 

Задание на дом: выполнить цветочную композицию, используя элементы росписи которые изучили на уроке.

Для составления урока использованы следующие источники:

  1. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 5 класс.
  2. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5 класс поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
  3. Материалы сети интернет.

Приложение 1