Цель: отработать навыки анализа лирического произведения;
Задачи: формировать умения работать самостоятельно и в группах, находить, отбирать материал и делать выводы; выразительно читать поэтический текст; закрепить знания об особенностях поэтической речи и о художественно-выразительных средствах языка.
Материалы, оборудование и пособия к уроку:
- Стихи А. Фета, распечатанные для каждого.
- Анализ стихотворения “На заре ты её не буди”.
- План разбора лирического произведения (примерный).
- Компьютер, репродукции картин художников-импрессионистов.
- Презентация (подготовленная каждым учеником для себя).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, постановка целей и задач.
2. Работа с планом анализа.
3. Повторение тропов и фигур речи на уровне теории.
Справочные материалы:
- Дата написания.
- Реально-биографический и фактический комментарий.
- Жанровое своеобразие.
- Идейное содержание.
- Ведущая тема.
- Основная мысль.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
- Внешнее впечатление и реакция на него.
- Преобладание общественных или личных интонаций.
- Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение. Аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий, пиррихий, спондей.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная. Богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
*План анализа взят из книги А. А. Смирнова (см. пункт 4 в списке литературы).
Чтение стихотворения “На заре ты её не буди…”. Выявление выразительных средств речи. Обсуждение. (Внимание: важно понять не столько какими средствами, но главное – для чего рисует автор эту лирическую миниатюру).
Афанасий Фет
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Невозможно читать это стихотворение тончайшего лирика Фета без того, чтобы не слышать музыки, сопровождавшей, дополнявшей, органично продолжавшей эту лирическую миниатюру - стихотворение, написанное в 1842 году. Даже если не звучит ликующая мелодия, созданная композитором Варламовым, всё равно мы слышим её в душе, возможно, потому что сам стих Фета удивительно музыкален. В стихотворении почти угадывается сюжет, и даже не лирический сюжет, а какой-то балладный (оттого и логичен музыкальный жанр — романс) , потому внешнее пиано подразумевает внутреннее форте.
Всё музыкально, логично и поражает своим единством. Так, и композиция стихотворения — кольцевая (перекликаются первая и последняя строфы) — помогает понять не только замысел автора, но и его чувства, собственно, удивительно человеческие и по сути своей простые. Не смятение, а поиск ответа на некий скрытый вопрос. Сам вопрос напрямую не ставится, но в последней строфе появляется “оттого-то”, звучащее как раз ответом на него. На нереальность происходящего нас нацеливает и сам мотив стихотворения — мотив сна. В лирическом произведении он позволяет нам остановить мгновение, рассмотреть подробности и детали зарисовки, наброска, этюда. Мы задумываемся: а что же так “долго-долго” длилось “вчера...ввечеру”? И видим портрет юной, прекрасной девушки: “Ярко пышет на ямках ланит”, “И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон”, “Оттого-то на юной груди, /На ланитах так утро горит”. Возвышенное устаревшее “ланиты”, повторенное дважды, косы, грудь — всё это юное и прекрасное. Казалось бы, всё понятно и прозрачно. Но в стихотворении есть антитеза: следя за “яркой луной”, девушка становилась всё “бледней”. Что-то мучило её и заставляло “больней и больней” биться сердце. Антитеза здесь создаётся благодаря динамике состояний:
“игру, /Что, скользя, затевала луна” - “сидела она”;
“чем ярче играла луна” - “все бледней становилась она”;
Так, чувство напрямую не названо, не произнесено слово “любовь”, лишь традиционные для любовной лирики образы луны и соловья указывают нам на зарождение этого чувства. Органична картина утра, зари — именно зарождение нового, томительного и прекрасного чувствует читатель (слушатель) произведения.
Словно тончайшими незримыми нитями, красивыми и шёлковыми, связывает этот поэтический текст анафора. Она будто передаёт дыхание лирической героини, дыхание еле уловимое, волнующее воображение лирического героя. Причём, анафора в первой, воторой, четвёртой и пятой строфах даётся через служебные части речи — предлоги и союзы. Оттого и кажется лёгкой, почти незаметной.
Сама инструментовка стихотворения вполне сложна, здесь господствует ассонанс: в первом и пятом катренах это звуки “и”, “э” (чаще всего “'э”). Нежность и мягкость в чувствах любующегося юной красотой (указание на юность мы находим в последнем четверостишии, хотя возраст для красоты значения не имеет, красота не может быть иной). Следует отметить, что уже в первой строфе появляется открытый звук “а”, который позволяет несколько расширить картину и угадать, что внутренний взгляд лирического героя видит нечто тревожное, противоположное этой безмятежной картине. Такая внутренняя антитеза лишь усиливает напряжение, эмоциональный накал. И во второй строфе ассонанс будет активизирован посредством вот этих “широких” гласных звуков: “Ярко пышет на ямках ланит.” Звуковая градация продолжена в третьем и четвёртом (в меньшей степени, уже смягчаясь и разбавляясь иными гласными) катренах: тут появляется тревожный звук “у”: “А вчера у окна ввечеру”, “...по тучам игру”, “луна”. Посмотрите, насколько сужена картина, насколько явственно улавливаем мы откровенно тревожные нотки. Вот она — антитеза. Безмятежность сегодняшнего сна, с одной стороны, временна, а с другой, — необыкновенно прекрасна, оттого ещё более умилительна и восхитительна. Наверное, чуткое ухо услышит целый звуковой хор, проследит кольцевую композицию и в звуке: ведь в последней строфе всё возвращается к светлым и мягким звукам “и”, “э”, “'э”. Несомненно, доминирует жизнеутверждающее начало, которое нам так дорого в этом стихотворении. И мастерство поэта, владеющиего всеми поэтическими средствами, не может не восхищать, ведь всё “служит” красоте, а значит, и самой жизни.
Трёхстопный анапест подчёркивает музыкальность стиха, усиливает её. Перекрёстная рифмовка (абаб) и мужские окончания не противоречат смене картин, красивых, с лёгкой недоговорённостью, что в принципе свойственно Афанасию Фету, которого принято называть импрессионистом в русской поэзии.
Импрессионизм и поэзия, казалось бы, разные понятия. Что такое импрессионизм? Это направление в живописи (от французского слова impression — впечатление). Возникло оно во Франции в конце XIX века. Художники-импрессионисты (Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар и др.) старались передать то, что неуловимо, мимолётно, невыразимо ничем, кроме ощущений. Но разве с стихотворении Фета (и не только в этом) не передаётся то же? Оно так же захватывает душу сразу и целиком, оно практически не поддаётся фрагментации, оно передаёт именно то моментальное, что рождает у взрослого человека понимающую улыбку с оттенком лёгкого сожаления, у юного — откровение и предчувствие светлого и радостного, чему, может быть, и названия-то нет.
Не только данное стихотворение вызывает подобные чувства. Вспомним удивительное фетовское “Шёпот, робкое дыханье...” Вспыхивающие мгновениями картины, безглагольные фразы, наполняющие поэтический мир удивительными движениями, звуками, действиями, видятся единым взором — читается стихотворение на одном дыхании.
Думается, в лирических миниатюрах Фета главенствует мотив постижения простого и совершенного мира, который в то же время никогда не может быть исчерпан и понят до конца. На холстах художников-импрессионистов краски живут, дышат, полны света и музыки, запаха и движения, так и слово в стихах Фета наполнено музыкой, движением, красотой. Красота юности — мотив особый. Вспомним лёгкое и прекрасное стихотворение “Бабочка”:
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,
И улечу.
Гармонические мгновения в стихах Фета — именно мгновения. Они живут единым днём, они способны поразить своим совершенством утром, “на заре”, но ценность этой мимолётности вечна.
- Что, на ваш взгляд необходимо добавить к сказанному в анализе? Что следует исключить/заменить?
5. Выбор стихотворений для анализа.
Основные вопросы к анализу:
- Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека в стихах А. А. Фета?
- Что такое импрессионизм в живописи и можем ли мы говорить об импрессионизме в поэзии?
- Как Вы понимаете концовку стихотворения?
Справочный материал:
Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется фрагментами и, с одной стороны, не сразу складывается в единую картину, а с другой, движется, дышит, живёт.
Домашнее задание: анализ выбранного стихотворения А. А. Фета и выразительное чтение его наизусть.
Справка: выразительное чтение в данном случае должно явиться синтезом того, что мы анализировали.
Список литературы.
- А.А. Фет. Лирика. М.: Детская литература. 1980 г.
- Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / В. И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Л.И. Соболев. Русская поэзия второй половины XIX века на уроках литературы в 10-м классе. Лекции 4 – 5. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2005.
- А.А. Смирнов. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1994.