Опыт подготовки и выступления команд по военно-прикладным видам спорта среди школьников

Разделы: ОБЖ


Согласно должностным обязанностям преподаватель-организатор ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов ОБЖ и допризывной подготовки. Хотелось бы поделиться опытом своей работы по подготовке и выступлению команды по военно-прикладным видам спорта среди школьников.

Япрослужил в армии я более двух десятков лет, имею воинское звание подполковник. В школе работаю 12лет, имею высшую квалификационную категорию. Наряду с основной работой веду секцию футбола в школе, руковожу клубом здорового образа жизни "Надежда", военно-патриотическим клубом "Гвардейцы". Вся работа проходит ряд основных этапов. На 1 этапе стоит задача заинтересовать детей определенными занятиями. Как я осуществляю набор детей в секцию? Сначала провожу беседу в 4-5 классах о том, что в школе есть секция футбола, приглашаю на запись в секцию; делаю это только с письменного согласия одного из родителей. После набора группы провожу родительское собрание, на котором довожу основные требования и цели набора детей в секцию, среди которых говорю о подготовке детей к конкурсам, соревнованиям, играм военной направленности. Каждый ребенок индивидуален, имеет свой темперамент, характер, привычки и вот здесь начинается индивидуальная и групповая работа по реализации и совершенствованию лучших качеств и устранению пробелов, недостатков, формированию индивидуальности в сочетании с коллективизмом, то есть подготовка первых навыков и качеств, необходимых для участия в соревнованиях. На 2 этапе начинается конкурсный отбор кандидатов для участия в соревнованиях. На одну позицию претендуют, как правило, не менее двух человек. Выбор в основной состав проводится по спортивному и коллективному принципам: кто лучше готов, кто умет работать на коллектив и на результат. Проводим товарищеские игры, тренировки, проверяю эффективность работы на тренировках, дома, на занятиях физкультуры. Так формируется костяк основной команды. Параллельно с занятиями по футболу провожу индивидуальные и коллективные беседы на патриотические и военные темы, готовим различные презентации, фильмы выступлений команд школы на различных соревнованиях. После этого приглашаю ребят на тренировки команды по военно-прикладным видам спорта, где младшие школьники сначала смотрят, как и что делают старшие товарищи, а затем пробуют делать сами разборку и сборку АКМ, надевать противогазы, стрелять из пневматической винтовки, оказывать первую помощь условным раненым и так далее. Здесь во главу ставитсяпринцип добровольности. Тренируются все, кто хочет. На третьем этапе задействую желающих для участия в городских и районных соревнованиях, таких как игра "Патриот", "Зарница", "Школа безопасности", на которых участвуют школьники из 5-11 классов. На четвертом этапе начинаю работу с лидерами команды. Это очень важный этап моей деятельности, направленный на выбор тех ребят, которые способны повести за собой остальных, которые могут принимать ответственные решения в ходе соревнований без моей помощи. Работу строю на индивидуальной деятельности, обучении навыкам командования, выполнении отдельных поручений, проведении отдельных этапов занятий, тренировок. Даю советы, рекомендации, проверяю на способность брать ответственность на себя, принимать самостоятельные решения в трудных, сложных ситуациях. У меня всегда были и есть сейчас отличные помощники, лидеры, которые ведут команду. Сначала это были Нурутдинов Динари Ганиев Идьнур. Оба отличники учебы, разносторонние спортсмены, отличные организаторы и прекрасные артисты. Не случайно один учится в институте культуры, а второй учится в академии спорта. На смену им пришли достойные парни: НасибуллинРамиль и Желованов Александр. Оба одаренные, талантливые, особенно Саша: спортсмен-универсал: футболист, волейболист, хоккеист, баскетболист, теннисисист, играет в бадминтон, турист, способный артист. Везде имеет разряды, защищает честь района, неоднократно выступал на республиканских и российских соревнованиях. Эти ребята готовят подрастающее поколение.

Большим подспорьем в становлении юношей являются пятидневные сборы десятиклассников, на которых проверяются морально-волевые, психологические качества, физическая подготовленность ребят. Систематически на сборах мои воспитанники показывают высокие результаты по физической подготовке, по защите от оружия массового поражения, по огневой подготовке, по строевой выучке. Этот подход дает положительные результаты: за период с 2006 по 2011годы наши учащиеся стали призерами и победителями районных игр "Патриот", победителями районной игры "Зарница". (Приложение 1).

Являясь победителями районных соревнований, ребята получили возможность выступать на республиканских соревнованиях. Первые успехи пришлись на республиканские соревнования "Кубок Авроры" и "Знамя Авроры", на которых дети стали призерами и победителями на отдельных этапах соревнований.Мои воспитанники почувствовали уверенность в своих силах и возможностях: можно и нужно бороться не только за успехи на отдельных этапах, но и за достижения в командном зачете. Первым серьезным успехом стало общекомандное третье место на соревнованиях "Знамя Авроры" в 2007 году. Активно стали привлекаться перспективные мальчики и девочки среднего звена из 7-8 классов. Сами школьники стали проявлять здоровую инициативу: тренировки стали не только регулярными, но и обязательными; воспитанники сами усложняли тренировки, задания. Все дало возможность защищать честь Бавлинского района на 6 открытом слете военно-патриотических клубов Республики Татарстан в октябре 2009 года в городе Казани, на котором коллектив занял третье общекомандное призовое место. Время шло, выпускались одни ребята, на их место приходили другие, но главным было стремление показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня. Дети наряду с подготовкой по военно-прикладным видам спорта успешно выступают по легкой атлетике, футболу, волейболу, баскетболу, туризму, не раз становились призерами и победителями районных и республиканских соревнований. На республиканских соревнованиях "Растим патриотов России" в феврале 2010 года состоялся очередной дебют, где среди 21 команды бавлинцы заняли пятое общекомандное место.

В апреле 2010 года дети выступали на республиканском этапе всероссийской военно-спортивной игры "Победа", где заняли 6 место среди 32 команд Республики Татарстан. Могли занять более высокое место, но вместо девятиклассников, по объективным обстоятельствам, выступали 6-8 классники. Ребята получили богатый опыт и соревновательную практику. В мае 2010 года мои воспитанники занимают 1 место на районной военно-патриотической игре "Зарница-2010" в честь 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. По итогам учебного годапринимается решение о создании школьного военно-патриотического клуба "Гвардейцы", который начал свою организационную работу с мая 2010 года. В августе 2010 года команда представляла совместно с соседями из города Бугульмы команду Республики Татарстан на слете военно-патриотических клубов в городе Кувандык Оренбургской области. По итогам соревнований объединенная команда заняла первое место. В сентябре 2010 года команда из школьников 10-11 классов занимает 3 место на зональном этапе военно-спортивной игры "Зарница-2010" в городе Азнакаево.

Занятия военно-патриотического клуба "Гвардейцы" начались с 1 октября 2010 года. В состав вошли юноши и девушки 9-11 классов. Мною была составлена авторская программа, в основу которой легли успехи и недоработки при подготовке и участии команды на соревнованиях зонального и республиканского уровня и пожелания школьников. По два раза в неделю проходят двухчасовые занятия, на которых ребята совершенствуют ранее полученные навыки, получают новые знания, отрабатывают приемы действий по строевой, стрелковой, физической, медицинской подготовкам, по защите от оружия массового поражения, по общевоинским уставам. Ребята научились разбирать и собирать автомат в различных условиях и ситуациях: с места, с подбегом, раздельно, совместно, в разном сочетании. Строевые примы отрабатываем как для индивидуальной, так и для командной подготовки. Стрельбу готовим в различных положениях: лежа, стоя, с колена. По физической подготовке тренируемся по легкой атлетике, кроссовой подготовке, силовым упражнениям, гимнастике, работаем с гирями. Приемы с противогазами отрабатываем до автоматизма, используя различные вводные. Постоянно проводим тренировки по одеванию общевойскового защитного комплекта.В феврале 2011 года команда получает приглашение на республиканские соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященных Дню защитника Отечества, которые прошли в городе Казань. Могу отметить, что настрой команды был самый боевой, каждый участник был полон решимости показать свои лучшие результаты. Итоги выступлений порадовали: из шести номинаций занято два третьих места: по подтягиванию и неполной разборке и сборке автомата Калашникова и два первых места: по бегу на 100 метров и одеванию противогаза, что позволило занять первое общекомандное место. (Приложение 2).

В мае 2011 года команда выиграла 1 место на районной "Зарнице - 2011". 27 мая 2011 года команда побывала на встрече с Президентом Республики Татарстан Р. Миннехановым как победитель республиканских соревнований по военно-прикладным видам спорта. Выпускники внесли предложение готовить смену, для чего подключить к занятиям в клубе учеников 7-8 классов. В новом 2011-2012 учебном году в военно-патриотическом клубе начала свою деятельность подрастающая смена под названием "Патриот". В октябре 2011 года обе школьные команды военно-патриотического клуба выступали на открытых республиканских соревнованияхпо военно-прикладным видам спорта среди школьников "Готовимся Родине служить", на которых заняли первые места в своих подгруппах. 15 декабря 2011 года команда участвует на республиканском форуме "Путь к успеху", где была награждена дипломом.

На 5 этапе обобщается и распространяется передовой опыт, делаются презентации, о команде регулярно публикуются материалы в СМИ, по местному и республиканскому телевидению; проводится коллективный или индивидуальный просмотр, материалы публикуются в интернете, где с ними знакомятся многие люди.

Важным достижением в своей работе считаю получение школой статуса "Школа содействующая здоровью ЗОЛОТОГО уровня" по Республике Татарстан, поученного по вышеперечисленным результатам.