Урок по окружающему миру по теме "Бактерии – уникальные мусорщики"

Разделы: Начальная школа


Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить сообщения в устной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места  

1. Приветствие

Приветствуют гостей

2. Готовность к уроку

Готовят рабочее место , психологически настраиваются на урок

II. Проверка домашнего задания

Предлагает выполнить задания тестового характера на карточке; затем выполнить самопроверку с использованием образца; предлагает оценить результат Выполняют тестовую работу; Осуществляют самопроверку по заданному образцу. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают полученный результат. Высказывают своё отношение.

III Постановка учебной задачи

Предлагает проанализировать многообразие продуктов и предметов и определить, что их связывает. Слушает предположения учащихся, корректирует. Знакомятся с ассортиментом продуктов и медикаментов, высказывают предположения о связи между ними.
Формулировка темы и задач урока Предлагает определить тему урока, выяснить значения слов в названии темы, сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, корректирует выводы учащихся Формулируют определения слов из названия темы урока "бактерии" и "универсальные" из личного опыты. Озвучивают своё мнение. Формулируют вопросы, на которые нужно получить ответы.

IV. Работа по теме урока

1. Понятия "бактерия", "микроб"

Предлагает работу с учебником для ответа на вопрос: "Что такое "бактерия"? Дополняет ответы со ссылкой на источник

Работают с учебником, выбирают информацию по заданным темам. Озвучивают результат работы

2. Открытие бактерий. Антони ван Левенгук Предлагает работу с учебником для ответа на вопрос: "Кто впервые смог увидеть бактерии"? Дополняет ответы
3. Среда обитания бактерий Предлагает высказать предположения о среде обитания бактерий. Корректирует ответы детей, дополняет их Высказывают предположения. Слушают учителя
4. Деятельность бактерий

* в жизни человека

Какова роль бактерий в жизни человека?  
"производители" Предлагает фрагмент рассказа "Петька-микроб" Г. Остера с целью ответа на вопрос: "Какую "работу" выполняют бактерии?" Дополняет ответы детей Слушают фрагмент рассаза "Петька-микроб" Г. Остера с целью ответить на вопрос: "Какую "работу" выполняют бактерии?" Озвучивают результат
"защитники" Сообщает сведения о положительной роли бактерий в жизни человека  
Размножение бактерий Сообщает сведения о размножении бактерий (скорость). У бактерий есть интересная особенность: они ОЧЕНЬ быстро размножаются. Предлагает предположить возможные последствия

Слушают сообщение учителя о способности бактерий очень быстро размножаться. Предполагают возможные последствия этой особенности

"разрушители" Сообщает сведения об отрицательной роли бактерий в жизни человека Слушают сообщение учителя. Отвечают на поставленные вопросы

сохранение здоровья

Предлагает ответить на вопрос: "Как уберечься от вредного воздействия бактерий?" Кто виноват в отрицательных последствиях взаимодействия бактерий и людей? Отвечают на вопрос: "Как уберечься от вредного воздействия бактерий?" Формулируют правила: сохранения и хранения продуктов и правила гигиены
Физминутка    
* в природе Какова роль бактерий в природе?

Предлагает работу с учебником (стр. 40) для ответа на вопрос: "Какова роль бактерий в природе?"

Работают с учебником, выбирают информацию по заданному вопросу. Озвучивают результат работы
участники круговорота веществ, "мусорщики" Предлагает дополнить схему круговорота веществ и подумать о роли бактерий в нём.

Сообщает сведения о бактериях нефтеедах, железобактериях (в древних водоемах благодаря развитию железобактерий происходило постепенное накопление железа). Бактерии, разрушающие горные породы.В настоящее время во многих странах микроорганизмы применяются для промышленного получения меди, урана и других металлов.

Заполняют схему круговорота вещест в природе. Делают вывод о роли бактерий в круговороте. Озвучивают результат. Приводят аргументы.

Слушают сообщение учителя

5. Закрепление    
"вредные" и "полезные" бактерии Предлагает заполнить таблицу "Вред и польза бактерий" Работают в парах. Обсуждают, заполняют таблицу
"суд" Предлагает примерить на себя роль судьи "взвесить" вред и пользу бактерий, сделать вывод Обсуждают в парах. Озвучивают результат. Обосновывают свой выбор

V. Итог урока

1. Решение проблемной ситуации. Вывод

Предлагает ответить на проблемный вопрос начала урока. Аргументировать свой ответ. Сделать вывод о роли бактерий в природе и жизни человека Возвращаются к проблемной ситуации (начало урока). Отвечают на вопрос: "Что связывает представленные продукты и предметы?". Доказывают свою точку зрения.

2. Подведение итога

Предлагает ответить на вопросы: Какую тему мы изучили на уроке?

Предлагает сформулировать вопросы, на которые получили ответы.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вопросы, на которые нашли ответы в процессе урока.
3. Рефлексия Предлагает определить роль урока в жизненном опыте и выбрать соответствующую фигурку бактерии Задумываются о роли этого урока в их жизненном опыте. Полезен ли он. Выбирают соответствующую фигурку и прикрепляют на доске
4. Оценка учителя Подводит итог рефлексии. Оценивает работу учащихся на уроке. Вручает памятные жетоны. Слушают учителя
5. Домашнее задание Озвучивает домашнее задание Записывают в дневник

VI. Организационный конец урока

Сообщает об окончании урока  
1. Благодарность гостям Предлагает поблагодарить гостей за внимание Благодарят гостей за внимание
2. Конец урока   Уборка рабочего места