Урок по теме "Вулканы". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цели урока:

  • дать представление о вулканах, их строении, видах и особенностях;
  • выявить причины возникновения вулканов;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.

Оборудование: картины и книги о вулканах и гейзерах, пластилин, заготовки для модели, подносы, масло, мёд, “смесь для извержения вулкана”, уксус, кусочки пемзы, вулканический пепел, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Слайд № 1

Учитель:

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:

Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.

– О каком природном явлении говорится? (о вулканах)

Ребята, сегодня на уроке вам предстоит совершить немало открытий связанных с одним из грозных природных явлений.

3. Изучение нового материала

Слайд № 2, 3.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? (дети чаще отвечают “огнедышащая гора”).

Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)

В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу…

А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.

Слайд № 4, 5, 6, 7,8.

Давайте соберём модель вулкана

ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ВУЛКАН?

По рисунку учитель знакомит уч-ся со строением вулкана.

Очаг магмы – расположен в глубине земли.

Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма.

Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Лава – излившаяся на поверхность магма.

Продукты извержения: вулканические бомбы, различные газы, пары воды, вулканическая пыль и тучи пепла. При мощных пеплопадах вулканы выбрасывают такое количество пепла, что под его тяжестью проваливаются крыши домов.

Что служит причиной извержения вулкана?

Слайд № 9.

Есть различные типы лавы, которые текут с разной скоростью.

Слайд № 10.

Давайте проведём опыт:

Я налью вам на подносы два вида жидкости: растительное масло и мёд.

Давайте понаблюдаем, какая из них быстрее спустится по склону.

Какой вывод можно сделать?

Слайд № 11, 12, 13.

Если вулкан извергает жидкую лаву, то она разливается раскалёнными реками во все стороны, застывает в виде обширных щитов, которые наслаиваются один на другой. Такие вулканы называются щитовыми.

Если лава вязкая, то она медленно выдавливается на поверхность, образуя куполообразные вулканы.

Слайд № 14.

Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в “ранней молодости”, но, быстро исчерпав запас сил, потухают.

– Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.

В мире интересного

Слайд № 18.

Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.

  • Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и,когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.

От извержений вулкана Везувий пострадал и город Стабия.

Извержение вулкана продолжалось 2-е суток. Когда же оно прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике”.

Слайд 19, 20, 21,22

Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова

“Последний день Помпеи”, а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах

“Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развивалось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колон
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.”

Слайд № 23

Сделай модель вулкана.

Возьмите заготовку и облепите её пластилином так, чтобы получилась вулканическая гора.

img2.jpg (8976 bytes)

Поставьте вулкан в коробку. На дно коробки “посадите” деревья (веточки елей), домики.

В пузырек налито несколько капель средства для мытья посуды, несколько капель воды, сода. Раствор подкрашен пищевым красителем.

Для демонстрации извержения в вулкан налейте уксус.

Слайд № 24

А теперь посмотрим, как это происходит в действительности.

Демонстрация фрагмента извержения вулкана.

4. Обобщение и закрепление знаний

Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке?

5. Домашнее задание Слайд № 15

  • Стр. 62 – 67.
  • Найдите в книгах, журналах материал:
    1. Извержения вулканов в 2009 году.
    2. Значение вулканов.

Презентация

Видео-приложение

Приложение