Наблюдение над словами-признаками. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить детей со словами-признаками (именами прилагательными) и развивать умение ставить к ним вопросы.

Задачи:

  • повторение и закрепление словарных слов;
  • развитие умения ставить к прилагательным вопросы;
  • наблюдение над ролью слов-признаков в тексте;
  • развитие творческих способностей.

Оборудование: компьютер.

Ход урока

I Орг. момент.

II. Минутка чистописания.

Учит.: Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

- Эта строчка волшебная, она потом поможет нам на уроке.

Ш.Словарная работа "Проверь себя". (слайд)

М_сква, ч_л_век, _ртист, ов_щи, р_бята, дев_чка, мальч_к.

(Один ученик работает за доской)

- Проверка

Учит.: На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

- Что они называют? (Предметы одушевленные и неодуш.)

IV. Введение в новый раздел.

1. Рассматривание кадра.

Учит.: - Откройте учебник на с.42.

Рассмотрите центральный кадр д/ф.

- Что удивило мальчиков? (Новый платок у Кати)

- Расскажите, какой он? (Фиолетовый, легкий, красивый, модный)

(Слайд)

(Что?) Платок (какой?) новый, модный, фиолетовый.

(Что?) Очки (какие?) солнечные, красивые.

(Кто?) Катя (какая?) аккуратная, красивая.

Учит.: - Что обозначают слова: платок, очки, Катя?

(Это слова-предметы, существительные)

- А что показывают остальные слова? (Какие это предметы)

(Если дети затрудняются ответить, учитель говорит, что мы узнаем чуть позже)

2. Чтение названия раздела.

- Давайте вместе прочтем название нашего раздела.

V. Сообщение темы и цели урока.

Учит.: - Сегодня мы будем наблюдать за словами-признаками и учиться ставить к ним вопросы.

VI. Наблюдение над ролью слов-признаков в тексте.

Упр. 62. Выполнение по заданию.

а) чтение учителем

б) чтение самостоятельно

Учит.: - На какие вопросы отвечают выделенные слова?

(Помогаю задать вопрос)

- Представьте картину, которая нарисована словами.

в) работа над лексическим значением слова:

- Что значит "постоянное" лето? (т.е. на этой странице всегда лето)

Бирюза - это драгоценный камень голубого или зеленого цвета.

Учит.: - Какие слова помогли представить эту картину?

(Зеленого, постоянное, золотые, голубая, цветной, темно-красная, прозрачные, важным.)

Дополнительное задание:

Учит.: - Прочитайте текст без выделенных слов.(Дети читают вслух)

- Какой текст ярче, красивее? Почему? (Лучше представляем картину)

(Слайд)

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? "раскрашивают" текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

Упр. 63 с. 43.

а) Чтение задания про себя.

б) Постановка вопросов к выделенным словам.

(дети читают по одному предложению и задают вопросы)

в) Выборочное задание:

Учит.: - Запишите предложение про ручейки и добавьте еще слова, отвечающие на вопрос какие?

(Слайд)

Весело побежали шумные, ________, _______ ручейки.

(быстрые, звонкие)

- Какие слова вы добавили?

Работа под руководством учителя.

Учит.: - А что же обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (Признаки)

- Я буду называть такие слова, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь.

(Слайд)

Учит.: - Круглый, полосатый, сладкий, красный:.(арбуз)

Трудная, долгая, асфальтированная :(дорога)

Учит.: - Почему легко было узнать предмет?

(Много слов-подсказок: какие это предметы, указан цвет, вкус, форма, качество)

-Так как мы узнавали предмет? (По признакам)

(Слайд)

Вывод: слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначают признак предмета.Они называются именами прилагательными.(Чтение хором)

VII. Физминутка.

Отдых наш - физкульминутка!

Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой!
Раз, два, раз, два!
Прямо спину все держите.
И под ноги не смотрите- 1-2!
Друг на друга посмотрите , 1-2, 1-2!
Опустите руки вниз
И за парту все садись!

VIII. Закрепление.

Упр. 64(у доски)

Учит.: - Сейчас мы будем работать у доски, задавать к словам-признакам вопросы, распределять их в четыре столбика, подчеркивать опасные места.

какой? какая? какое? какие? (вопросы на листках)

IX. Подведение итога.

Учит.: - С какими словами вы сегодня познакомились на уроке?

(Со словами-признаками)

- Что они обозначают? Как называются?

- Прочтите, какое слово получилось на минутке чистописания.

(Признаки)

Похвалить учащихся за урок.

Творческое задание: (резерв)

Учит.: - Сегодня мы с вами проделаем интересную работу .

На листочках у вас написан текст. Прочтите его.

Под кустом притаился __________зверек. У него __________

уши, __________ хвост. Тело покрыто________ шерстью. Есть

_________ и ________ зубы, но оборонятся ими он не может.

- Кто догадался, о ком написан текст?

(Очень трудно догадаться)

А внизу под текстом у вас есть слова для справок:

маленький, короткий, острые и крепкие, длинные, мягкой.

Учит.: - Вставьте в предложения слова по смыслу.

- Теперь вы догадались о ком идет речь?

(Да, о зайце.)

- Что это за слова, благодаря которым вы догадались, о каком животном идет речь в тексте?

(Это слова-признаки)

(Если времени хватает, то творческую работу провести после упражнения 64.)

X. Д.з.: упр.47 с. 25 Д/м.

Презентация.