Значимость зрительного образа при объяснении времен английского языка

Разделы: Иностранные языки


Обучение английскому языку является очень актуальным в наши дни. Знание иностранных языков позволяет путешествовать, общаться с людьми других стран, приобщаться к их культуре. Все это обогащает обучающихся, расширяет их кругозор, делает их людьми мира.

Обучение иностранному языку – процесс долгий и достаточно трудоемкий, требующий от учителя профессионализма, творческого подхода и терпения. Нельзя за короткий срок научить читать, писать, говорить и понимать. Дети накапливают знания, умения и навыки постепенно, проходя путь от простого к сложному.

В этой статье мы хотим сделать акцент на объяснении грамматического времени учащимся начальной школы. Первая и самая большая трудность заключается в том, что дети в этом возрасте (7–9 лет) не понимают, что такое грамматические времена, так как в родном языке они употребляют настоящее, прошедшее и будущее времена так, как они слышат в повседневной жизни. А вот понять грамматику другого языка им сложно, но можно. Надо только прибегнуть к тому языку, который понятен каждому ребенку, а именно – языку сказки. При слове сказка дети замирают, проявляя заинтересованность, сосредоточенность и готовность слушать. Любой ребенок обладает невероятной фантазией, поэтому он легко воспринимает образы.

Для объяснения времени Present Continuous мы используем образ трехглавого дракона. Рассказ желательно сопровождать рисунками на доске. Предлагаем следующую сказку.

“В некотором царстве, в некотором государстве под названием Сontinuous живут драконы. Один из них – трехглавый – зовется Present Continuous. Его тело, напоминающее английскую букву V, заканчивается хвостиком ing. Если Дракоша хочет выразить свое несогласие с чем-то или нежелание делать что-либо, то он надевает на грудь медаль, на которой написано not.

Живет Дракоша в замке, окруженном высокими неприступными стенами, по периметру которых стоят пять башен, и в каждой башне находится один стражник. Стражника с очень большими глазами зовут Look, с большими ушами – Listen, со сворой злых собак – Watch out, с оружием – Stop. Но есть среди них и очень тихий и молчаливый старец, зовут его Quiet. В обязанности последнего входит охранять сон дракона.

Кроме стражников у дракона есть пять слуг, живущих в замке и исполняющих любые его желания. Слуг зовут: Now, At present, At the moment, Today, Tonight. Их имена говорят о том, что все желания дракона исполняются тотчас же или, по крайней мере, этим же вечером.”

В начальной школе основной задачей обучения является введение и закрепление структуры грамматических времен. А если учитель скажет, что Дракоша все время находится в действии, то есть в процессе (летит, спит, рычит), то будет подчеркнут и главный смысл употребления времен группы Continuous.

Для объяснения структуры времени Present Continuous мы предлагаем следующий план. Напишите на доске два предложения. В предложении (1) учащиеся должны найти Дракошу и отметить его “голову”, “тело” и “хвост”. В предложении (2) они должны не только найти Дракошу, отметить его “голову”, “тело” и “хвост”, но также обратить внимание на медаль. Объясните еще раз значение слова not и его место в структуре этого грамматического времени.

На примере данных предложений объясните детям, что подлежащее требует после себя присутствия только одной из трех “голов”, так как одновременно три головы говорить на могут. После подлежащих, выраженных местоимениями he, she, it, должна присутсвовать “голова” is, после местоимений we, you, they – are, а после I – am.

Напишите на доске ещё три предложения с разными местоимениями в качестве подлежащих и также попросите детей найти в них Дракошу. Затем дайте им задание написать свои три предложения. При этом сделайте акцент на том, что нельзя делать Дракоше больно: отрывать у него голову или хвост. Проделав такую работу, дети достаточно быстро запоминают структуру времени и слова-подсказки.

Наш опыт работы с данным образом дает хорошие результаты. Если подобный подход вам понравился, предлагаем опробовать его и пойти дальше, а именно, сочинить свою сказку.