Формирование метапредметных компетентностей на уроках МХК. 11-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Цель урока:

  • раскрыть особенности мировоззрения деятелей культуры и искусства Европы и России  начала ХХ века;
  • рассмотреть разнообразие направлений изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • Предметные:
    • развивать умение видеть единую основу разных видов искусства;
    • развивать умение понимать язык искусства, его содержание (знаково-cимволические универсальные учебные действия).
  • Метапредметные:
    • познавательные:
      • умение ориентироваться во множественных источниках информации;
      • устанавливать причинно-следственные связи;
      • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от поставленного условия;
      • формирование картины мира и компетентностей в области познания изобразительного искусства ХХ века;
      • осознание значения, смысла учения.
    • регулятивные:
      • понимать и сохранять учебную задачу;
      • преобразовывать практическую задачу в познавательную.
    • коммуникативные:
      • умение общаться, слышать и чувствовать других людей;
      • защищать свою точку зрения и признавать другое мнение;
      • работать совместно, добиваясь общей цели;
      • толерантность в поликультурном обществе;
      • социальная и профессиональная мобильность.
    • личностные:
      • устойчивая учебно-познавательная мотивация;
      • формирование дифференцированной самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Введение.

Сообщения темы, формулировка задач урока, составление поэтапного плана действий

Звучит музыка. ( Г.Хольст Планеты.Марс.)

…Скорбь великая растет в душе у всех…
Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
Каким путем, куда идешь ты, век железный?
Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной?
— писал в конце XIX в. Д.С. Мережковский.
С какой культурной эпохой вы сравнили бы ощущение мира и места в нем искусства в начале XX века?
Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушала традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к уничтожению человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации — нечто шаблонному, единообразному, т. е. к унификации всех сторон жизни общества, человеческого бытия.
Все это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы.
Искусство – это зеркало истории. Возможно, поэтому появляются большое количество течений и направлений.
Загадочное слово авангард! В течение многих десятилетий оно было своего рода символом «кризиса творчество». Такая характеристика мешает отделить действительно интересные произведения от тех, что по своим художественным «достоинствам» отошли в историческую тень.

Знакомство с темой урока. Эмоциональный настрой.

 

 

Ответы учеников.

Выбор нужной информации.
Умение исследовать.
Умение мысленно создать предложенный образ.
Умение анализировать предложенную работу.
Предметно-информационный блок Работа с презентацией
Составление «путевого листа».

Вопрос: «Что изменилось в изобразительном искусстве?»

 

Работа в парах

На парты раздаётся информация с описанием направлений авангардного искусства и задание.
Задания:
«Определить по описанию и идентифицировать направление, к которому принадлежит произведение искусства. Обосновать свою точку зрения.»
В задании приведены цитаты представителей авангардного направления (см. приложение).
Подумайте, является ли абстракция “изобретением” XX столетия?
Какие еще вы можете назвать примеры абстрактных композиций прошлых эпох?

 

Ответы детей (предполагаемые):
Уходит сюжет, исчезает изобразительность.
Цветовое решение композиции.
Присутствует эмоциональная окраска.
Выполнение заданий в парах.

Делятся своим мнением друг с другом.

 

 

Ответы учащихся.
Составление сводной таблицы группой учащихся по ответам.
Ответы учащихся.

 

Умение  выбрать нужную информацию. Умение искать, отбирать, использовать полученную информацию.
Умение применить полученную информацию.

 

 

 

Получение навыков самообразования и самоорганизации.

Анализ полученной информации.

Деятельностно-коммуникативный блок
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Итак, мы теперь знаем с вами какие существовали направления абстрактной живописи.
Я предлагаю вам сейчас разделиться на подгруппы для продолжения работы.
Разделение по группам. По цветовым карточкам, каждая из которых несет в себе смысловое символическое значение.
М. Волошин придает им следующие символические значения и "переводит" их в символы:
красный будет обозначать глину, из которой сделано тело человека – плоть, кровь, страсть, с ним связанную;
синий – дух, мысль, бесконечность, неведомое;
желтый – свет, волю, самосознание, царственность.
Зеленый образуется от смешения желтого с синим и является цветом успокоения, равновесия, физической радости, надежды.
В преддверии следующего этапа нашей работы постарайтесь решить задачу.
В некотором древнем городе (Иерусалим, Москва, и т. д.)  в 1254 году жили 3  человека. Одного звали Мухамед, второго – Александр, третьего –   Иосиф. Жили они на одной улице, даже в одном квартале. Но ни разу в своей жизни не встретились. Почему?

А я вам предлагаю сделать наш календарь, украшением которого станут наши живописные произведения (используя знания полученные ранее).
Группа с карточками красного цвета получают задание по оформлению летних месяцев, желтого – осенних, синего – зимних, зеленого – весенних.
При помощи жребия вы получаете название направлений, с которыми будете работать. В зависимости от того, какое направление вам достанется, можно выбрать технику выполнения (коллаж, живопись гуашью, цветными карандашами, и т.д.)

 

 

Разделение по группам.

Составление плана действий. Чтение и обсуждение информации.

 

 

 

Обсуждение в группах.
Ответы учащихся (предполагаемые). Судя по названным именам, все горожане были разного вероисповедания. И, соответственно, жили по разному летоисчислению и календарям.

 

 

Групповая работа над созданием страниц календаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение воспроизвести полученную информацию.

 

 

 

 

Умение самостоятельно выполнить работу, имея приобретенный на уроках опыт (обобщение и применение  того нового, что узнали)
Умение оценить свою работу на каждом этапе.

Анализ результатов
Ценностно-ориентационный блок
Работы ваши будут наклеиваться на заранее заготовленный шаблон настенного перекидного календаря.
От каждой группы командируется представитель для полной корректировки и окончательного завершения работы над продуктом.
Демонстрация работы, защита полученного продукта. Умение оценить работу другого, проанализировать свои недостатки, возможность публичного выступления.
Рефлексия Какой завет хотели передать нам, будущим поколениям, современники начала ХХ века? Нужен ли нам сегодня их опыт, что ценного в нем? Актуален ли он? Ответы учащихся.  

Список использованной литературы.

1. Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X – начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.
2. Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М., 1995.
3. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
4. Гартман К.О. Стили. М., 2000..
5. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
6. Живопись 1920 – 1930-х годов в Государственном русском музее. Каталог. М., 1989.
7. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983.
8. Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. М., 2000.
9. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры.   Сост. М.В. Алпатов и Н.Н. Ростовцев. М., 1961.
10. Карп П. Младшая муза. М., 1997.
11. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
12. Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. М., 1993
13. Копылова А.В. «Технология урока искусства». М., 2004.
14. Пятьсот мастеров зарубежной классики. Энциклопедия. М.–СПб., 1995.
14. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
16. Синий всадник. Альманах. М., 1996.
17. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

Приложение 1