Конспект занятия по развитию речи по теме "Зимняя сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • совершенствовать у детей навыки пересказа, приближённого к оригиналу, опираясь на мнемодорожку;
  • развивать воображение и фантазию;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе;
  • учить подбирать определения к слову “зима”, активизировать в речи прилагательные и глаголы;
  • учить понимать значение выражений : “жить-не тужить”, “норушка”, “квакушка”, “ни головы, ни ножек”;
  • добиваться чёткого и внятного произнесения слов со звуками “ш”, “ж”.

Атрибуты: мольберт с мнемодорожкой, настольные игрушки ёжика, мышки, лягушки, ёлочек, домика; измельчённый пенопласт или вата (имитация снега).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Сядете тогда, когда услышите название любимого зимнего праздника: 8 марта, день Святого Валентина, 23 февраля, именины, Новый год…(дети садятся на стулья).

2. Воспитатель. Сегодня я расскажу вам “Зимнюю сказку”, а помогут мне в этом её герои. (На столе, припорошенном “снегом”, стоят ёлочки. В соответствии с текстом появляются другие атрибуты).

“Жили-были в лесу дружные зверята: мышка-норушка, лягушка-квакушка и ёжик-ни головы, ни ножек. Пришла морозная зима. Построили друзья себе избушку и стали в ней жить - не тужить. Наступил праздник – Новый год, надо ёлочку добыть, а срубить её нельзя. Украсили тогда лягушка и мышка ёжика разноцветными шарами, бусами, мишурой и стали водить вокруг него хоровод. Красивая ёлочка из ёжика получилась!”

Что я вам рассказала? (Сказку). А почему это сказка, как вы думаете?(Потому что в жизни герои не могут жить вместе, праздновать, наряжаться и т.д.) Как называется эта сказка? (Зимняя). Почему? (Потому что действие происходит зимой). “Пришла морозная зима”-а как ещё можно назвать зиму? (Холодная, красивая, снежная, нарядная и т.д.) Как вы понимаете выражение : “мышка-норушка”? (Мышка живёт в норке), “ лягушка-квакушка”? (Квакает), “ёжик-ни головы, ни ножек”? (Когда ёжик сворачивается в клубок, не видно ни головы, ни ножек). Как стали жить друзья в своей избушке? (Жить-не тужить). А как вы можете объяснить значение этого выражения? (Дружно, весело). А почему в сказке сказано, что ёлочку рубить нельзя? (Потому что она живая, нужная, её жалко, из неё делают бумагу и т. д.) Кого решили нарядить вместо ёлочки и почему? (Ёжика, потому что он такой же колючий, на него удобно вешать украшения).Чем украсили ёжика? (Бусами, мишурой, разноцветными шарами). Какие украшения ещё вы знаете? (Игрушки, снежинки, гирлянды, звёзды и т.д.)

3. Воспитатель. А сейчас немного отдохнём и сделаем физминутку “Снежинки”.

“Снежинки, снежинки по ветру летят, снежинки, снежинки на землю хотят.

(дети двигаются плавно, хаотично по группе)

А ветер всё дует сильней и сильней, снежинки кружатся быстрей и быстрей.

(дети кружатся вокруг себя)

Вот ветер ослаб, стало тихо кругом - снежинки слетелись в один снежный ком.”

(дети приседают, собираются в кучу)

4. Воспитатель. Сейчас вы сами попробуете рассказать эту сказку. Вам помогут яркие, красочные картинки. (Открывается мольберт с мнемодорожкой, дети рассматривают и объясняют значение каждого изображения).

5. Пересказ по два ребёнка - один начинает, другой продолжает (опрос 6 человек).

6. Динамическая пауза. “Кто как голос подаёт”.

  • поквакайте тихо - громко (ква-ква);
  • попищите тихо - громко (пи-пи);
  • пофыркайте тихо - громко (фыр-фыр).

7. Воспитатель. Кто из вас ещё желает рассказать нам эту сказку? (Пересказ по желанию двух-трёх детей ).

8. Воспитатель.С какой сказкой мы сегодня познакомились? (С зимней.)

Что научились делать? (Пересказывать по картинкам).

Чей пересказ понравился больше и почему? (Ответы детей).

(Дети в течение дня могут пересказывать самостоятельно, используя мнемодорожку).