Двухголосное пение в начальной школе

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Определение сущности двухголосного пения

Определение сущности двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. При этом важный фактор – особая окрашенность двухголосного звучания, которая обогащает палитру хорового исполнения. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре.

Вопрос сочетания голосов в двухголосных песнях для начинающих детских хоров стал одним из наиболее острых. Многие педагоги считают, что только с помощью голосоведения может быть решена поставленная задача. Однако, весь ход истории общего музыкального образования показал, что однозначно ее решить нельзя, так как двухголосное звучание – явление многосоставное. Оно включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты. И только на их пересечении могут решаться вопросы обучения.

Принципы деления на хоровые партии

Двухголосным пением можно начинать заниматься со школьниками даже с семи лет, но разделение голосов по вокальным данным на хоровые партии преждевременно, так как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра. В младшем школьном возрасте ведущую роль при разделении на первые и вторые голоса играют музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). В возрасте десяти-одиннадцати лет проводится прослушивание детей и постепенно на протяжении полугодия хоровые партии могут переформировываться. Чем прочнее вокальные навыки у детей, тем устойчивее они при переходе к двухголосному пению.

Таким образом, формирование хоровых партий связано одновременно и с развитием детского голоса, и с закреплением навыков двухголосного пения.

Условия перехода к двухголосному пению

Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили бы у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением.

К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Работа начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно. А через некоторое время возможно начать пропевание какой-либо прибаутки уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия. Позднее это упражнение можно петь и в положении секстаккорда.

Так, при обязательном условии дифференцированного подхода к детям у них формируется способность к многоголосному пению и вместе с этим воспитывается вкус к нему.

Дальнейшее увеличение количества голосовых партий не является принципиальной трудностью и представляет препятствие, гораздо легче преодолимое.

Значение и содержание подготовительного периода

Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста можно условно поделить на отдельные этапы. На практике они не представляют замкнутых образований, так как в педагогическом процессе идет непрерывное проникновение элементов одного этапа в другой.

Первые два этапа – подготовительные. Задача первого этапа состоит в общем ознакомлении учащихся с элементами действия.

В обучении двухголосному пению это выражается в элементарном анализе детьми фактуры прослушиваемых музыкальных произведений. Особое внимание уделяется анализу песен одноголосных и музыкальному соотношению в них мелодии и аккомпанемента, знакомству со звучанием двух, трех и четырехголосных хоров разных составов и отдельных хоровых партий.

Второй этап – выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях, особенно при пении без сопровождения или с сопровождением, не дублирующем вокальную партию, когда музыкальный слух должен работать особенно активно. Далее… исполнение двухголосных песен дуэтом, в котором верхний голос поют педагог или небольшая часть хора, а нижний – все участники хора или его большинство. При этом дети приучаются внимательно слушать, чисто интонировать и добиваться качественного исполнения в новых условиях.

Роль голосоведения в обучении

В «чистом виде» в песне отдельные виды голосоведения встречаются не часто, обычно они чередуются, образуя самые разнообразные сочетания, поэтому целесообразно в обучении использовать разные их виды.

Поэтому в третьем этапе обучения можно пойти совершенно разными путями. Разберем каждый из них.

Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества.

В русской народной песне используются различные типы многоголосия (соединения голосов).

Первый тип – гетерофонный, наиболее древний, в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненные, их мелодии являются близкими вариантами.

Второй тип – подголосочно-полифонический, менее древний, в нем мелодии голосов достаточно индивидуализированы; здесь уже можно говорить о появлении ведущего голоса и подголосков.

Третий тип – втора, сравнительно молодой по времени происхождения, в нем основной ведущий голос поддерживается параллельными движениями остальных мелодических линий чаще всего в консонирующий интервал, голоса соотносятся здесь как варианты.

Четвертый тип – аккордово-гармонический, самый молодой по времени образования; голоса в нем движутся синхронно; созвучия, образуемые в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость.

Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же песен лучше начинать обучение многоголосию?

Наиболее простым видом будет «педальное» двухголосие, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.

Хормейстеру совсем не обязательно разыскивать песни с «педалью» в специальных сборниках. Вполне допустимо в некоторых случаях и самому сочинять подголоски. Особенно удобны в этом плане народные песни с часто повторяющимися основными или квинтовыми тонами. Например, в песне «Пойду ль, выйду ль я» мелодия начинается с квинтового тона и затем постоянно возвращается к нему.

Теперь перейдем к песне с бурдоном в нижнем голосе. Замечательными песнями с бурдоном являются так называемые «гуканки». В них партию нижнего голоса исполняет хор, а основную мелодию – солист. Интересны для развития навыка двухголосного пения и такие песни, в которых одна из партий хора построена на постоянно повторяющейся попевке, основанной на двух-трех звуках (варьированный бурдон), как, например, в песне «Летел соколик».

При разучивании таких песен необходимо, чтобы дети, сольфеджируя, сознательно интонировали образующиеся по горизонтали интервалы. Полезно также давать предпочтение в динамическом звучании нижним голосам, а также исполнять их партию со словами, а верхнюю – с закрытым ртом или на какой-либо слог.

Что же касается песен с подголосочно-полифоническим развитием, то методика разучивания подсказывается их строением. Отчетливо выраженная самостоятельность голосов определяет необходимость освоения всем хором обеих мелодических линий.

Остановимся на народных песнях, в которых нашел своеобразное применение принцип имитационного развития. Именно этот вид народного многоголосия натолкнул русских композиторов на возможность исполнения отдельных песен каноном.

Форма канона стала постоянно использоваться в практике развития навыков многоголосного пения. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии хоровой партии, его разучивание происходит так же, как разучивание одноголосной песни.

Наиболее трудный момент в исполнении канона – вступление второго голоса. Обычно, слушая партию ведущего голоса, дети мысленно продолжают петь мелодию и потому сбиваются, не попадают на первые звуки канона. В связи с этим полезно, исполняя мелодию, постоянно возвращаться к ее началу, например с третьего, восьмого, десятого тактов на первый. Преодолению неуверенности при вступлении второго голоса способствует и сознательное интонирование, опирающееся на знание нотной грамоты.

Подготовку к пению канонов следует начинать еще в подготовительном хоре, включая в занятия игру в «эхо».

Хормейстер поет отдельные звуки, небольшие попевки, а дети повторяют их. В этой игре могут использоваться и различные ритмические фигуры. Например, педагог отстукивает простой ритмический рисунок карандашом по столу, а дети хлопают его в ладоши. Постепенно задание усложняется по продолжительности и по характеру ритмического рисунка.

Пение каноном значительно облегчает усвоение и всех других видов двухголосия, особенно вторы, ибо при таком виде соединения голосов часто возникают цепочки консонирующих интервалов.

Разучивание песен со второй рекомендуется начинать с образцов, в которых основная мелодия находится в нижнем голосе. В таких песнях добиться выразительного двухголосия нетрудно, так как верхний голос представляет собой как бы расцвеченный подголосок.

Твердо выучив нижний голос, подключаем к нему и верхний. Вначале втору поручаем только группе солистов и оттеняем ее звучание динамически по сравнению с основной мелодией. Эти подготовительные упражнения позволят быстро добиться уверенного двухголосия.

Теперь важно поставить перед детьми новые задачи, которые в дальнейшем помогут с легкостью справиться и с более сложными песнями. Так, можно применить пение с ферматой – на всех образующихся в двухголосии интервалах делать остановки.

Одновременно разучиваем песни, в которых в двухголосии возникает косвенное и противоположное движение. Эти виды соединения голосов встречаются в народной музыке часто.

Косвенное движение возникает в тех случаях, когда мелодия проходит в нижнем голосе, а в верхнем – фигурационно изложенная педаль.

Добиться красивого и выразительного исполнения здесь совсем нетрудно, поэтому ставим перед детьми дополнительные задачи: петь с ферматой (остановка на каждом интервале), петь по нотам с различными динамическими оттенками и с использованием импровизационных форм, например, с новыми вариантами верхнего голоса.

В случаях противоположного движения голосов в песне соединяются весьма яркие по своим индивидуальным качествам мелодии. При разучивании подобных песен можно использовать в качестве упражнения следующий прием – петь хором три куплета песни: в первом куплете исполнять только верхний голос, во втором – нижний, в третьем – оба голоса вместе.

Содержание и значение упражнений в обучении

А теперь разберем другую методику обучения двухголосному пению. Итак, третий этап начнем с освоения характерных элементарных двухголосных попевок. В этих специальных попевках должно быть обращено внимание на преодоление трудностей мелодического и гармонического строя. В структуре музыкального материала учитываются, с одной стороны, ладогармонические данные, с другой – особенности голосоведения.

В практике двухголосного пения часто сталкиваешься с тем, что долгое время дети не могут исполнить двухголосную песню, партии которой усвоены ими достаточно прочно. Явление это объясняется созданием новых для них условий. Двухголосное звучание формируется по мере возникновения и укрепления соответствующих музыкальных представлений. Если такие представления не создаются в процессе разучивания песни, работа осложняется, и освоение материала идет в замедленном темпе. Если же необходимые музыкальные представления будут подготовлены заранее с помощью специальных упражнений, то усвоение новой песни пойдет значительно быстрее. Важно только, чтобы музыкальный язык упражнений был близок песенному репертуару хора.

Успешные результаты упражнений зависят от ряда условий, среди которых немалую роль играют: их музыкальная значимость, наличие определенной, доступной детям цели, предварительное планирование последовательности с учетом музыкального развития школьников, а также количество упражнений. Упражнения песенного типа, подобранные определенным образом, могут вызвать у детей эмоциональные переживания, которые послужат действенным стимулом освоения двухголосия.

Попевки должны быть короткими, с ярко выраженной мелодией, несложным ритмом, естественным голосоведением. Для начала лучше использовать задания с поочередным пением каждой из хоровых партий, затем с эпизодическим двухголосием, наконец, со стабильным двухголосием. Материалом могут служить народные песни и каденции с характерными песенными оборотами.

В методической литературе специальное внимание уделяется пению по слуху и по нотам. Наиболее удобным для интонирования признан мажорный лад, в миноре двухголосные упражнения встречаются редко. Самостоятельные последовательности, не связанные непосредственно с репертуаром, используются значительно меньше, чем построенные на изучаемом репертуаре. Ограничен общий диапазон, используется только средняя тесситура. Рассматриваются интонационные трудности мелодических и гармонических интервалов.

Вначале целесообразно использовать музыкальные построения с остинато в нижнем голосе. В первых упражнениях выстраиваются терции и квинты. Мелодия нижнего голоса состоит из скачков по главным ступеням лада (первая – пятая – первая), неоднократно повторяющихся на фоне мелодии верхнего голоса.

В следующих упражнениях интонация строится в основном на первой и второй ступенях с сохранением приема остинато. В основе гармонической вертикали остаются терция и квинта. Наряду с тонической терцией можно ввести и терцию на второй ступени. Постепенно выстраиваются терции на седьмой и первой ступенях.

По мере укрепления строя усложняется интонация нижнего голоса и вводится большее разнообразие в гармонические созвучия. Интервалы появляются на разных ступенях при противоположном, прямом и параллельном голосоведении.

Дальнейшим усложнением задач по выстраиванию терций, квинт и октав является введение ритмической самостоятельности голосов.

Все упражнения исполняются по нотам. На каждом занятии им уделяется 5-10 минут. Освоение не требует многократных повторений.

Принципы подбора репертуара

Следующий этап выражается в обучении детей пению таких двухголосных песен, в которых используются известные попевки (это условие должно быть соблюдено в первую очередь в отношении партии второго голоса), а также двузвучия, усвоенные благодаря упражнениям с различными видами голосоведения. Песни должны быть разнообразны по характеру, простые по средствам выразительности и способные заинтересовать детей.

Например, русская народная песня «В хороводе были мы». Песня веселая, подвижная, носит танцевальный характер, тесситура средняя. Вокально обе партии удобны. Двухголосие эпизодическое. Гармонически звучит только интервал квинты, который обрамлен унисонами. Двузвучие интонационно стабильное и возникает на устойчивой ступени лада.

Русская народная песня «Мы капустыню пололи». Песня подвижная, напоминает народную скороговорку. Вокально очень удобна. Двухголосие эпизодическое. Две параллельные терции появляются на второй и первой ступенях лада и переходят в чистую квинту на пятой ступени.

Украинская народная песня «Козел и коза» – работа над сплошным двухголосием, над параллельными секстами. Песня живая, веселая, моторная. Тесситура средняя. Обе партии вокально удобны. Двухголосие сплошное. Наряду с интервалами, впетыми в упражнениях (тоническая большая терция, чистая квинта на пятой ступени, малая терция на седьмой ступени и октава), встречаются новые (большая секста на пятой ступени и малая секста на шестой ступени). Требуется впевание второго голоса по нотам.

Украинская народная песня «Веснянка» – терцовые цепочки в три интервала. Песня напоминает распевный речитатив и близка по своему складу частушкам. Двухголосие имеется только в припеве. Второй голос построен на уже знакомых интонациях. Ритм первого и второго голоса одинаковый, гармоническая вертикаль в основном состоит из впетых двузвучий.

Русская народная песня «Матушка Волга». Двухголосие сплошное и довольно сложное, так как первый голос представляет однотактовую фразу, но при повторении в ней иногда появляются незначительные изменения, варианты. Мелодия второго голоса меняется более значительно и напоминает трехчастную форму. Вместе с тем, в гармонических созвучиях ничего нового нет. Поэтому перечисленные сложности могут быть успешно преодолены и в младшем хоре.

В процессе изучения музыкального материала, в котором имеют место терцовые цепочки, у детей вырабатывается навык подстраивания. Это ценное качество является первоосновой формирования других, более сложных навыков двухголосия, а также всех видов многоголосия.

В дальнейшем развитие, закрепление и совершенствование полученных навыков идет по пути различных видов терцового двухголосия сначала в плавном движении, затем в скачкообразном в обоих голосах. Очень важно научить детей слушать и подстраивать голоса при ритмическом разнообразии в партии. Все это вместе взятое дает возможность перейти к пению сложных хоровых партитур. Постепенно, освоив все указанные навыки, дети могут исполнять довольно разнообразный материал.