Лексика и фразеология

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • Обобщение и закрепление знаний по теме «Лексика и фразеология», повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке.
  • Развитие и закрепление навыков употребления в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов и др.
  • Развитие синтезирующего мышления, умения устанавливать единые, общие признаки сложных предложений и свойства целого.
  • Воспитание положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, духа соперничества, активной жизненной позиции. Способствовать становлению любви и уважения к русскому языку.

Методы: элементы технологии кейс-стади и беседы, ГМР, объяснительный  диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос.

ТСО: интерактивная доска, словари, тетради, распечатки с заданием, памятки и подсказки.

ХОД УРОКА

1. Приветствие

2. Объявление темы и целей урока

Последний урок. Солнце. Обед… Хочется погулять, отдохнуть. Помните  сказку «Золушка»? Бедной героине тоже хотелось отдохнуть, поехать на бал. Что ей на это сказала мачеха?
Я не хочу быть для вас злой мачехой, но не буду и доброй феей, которая всё за вас сделает. Мы будем работать вместе, я буду вам помогать, а если мне будет трудно, я надеюсь, что и вы мне поможете. Согласны?

Итак, сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания об основных лексических разрядах в РЯ, об особенностях фразеологизмов как лексических единиц и их роли в языке, в нашей речи. А зачем нам это знать?

Материал урока по плану:

1)  Какое слово заявлено первым в теме нашего урока? ЛЕКСИКА. Что это такое?

(Ответ: Л – весь словарный состав РЯ)

В русском языке огромное количество слов... Вас во взводе всего 9 человек. Но вас можно сгруппировать по разным признакам: рост, вес, цвет глаз и т.д.
– Слова тоже можно объединить в многочисленные группы.

2) Работа по распечаткам совместно с учителем, обсуждение задания, совместные выводы.

Я приготовила для вас распечатки. Слова уже сгруппированы по определённым  признакам. Нам надо выяснить, по каким, и вспомнить научную терминологию. Если при работе у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться ПОДСКАЗКАМИ и наводящими вопросами учителя.

3) Заполнение таблицы на интерактивной доске «Карусель».

Частично наша таблица заполнена. Осталось дать определения и привести примеры. Начинаем «Карусель».

4) Закрепление материала.

А. Работа со стихотворением М.Цветаевой.

Послушайте стихотворение.  Какие слова являются основным средством худ.выраз?

Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.

– Какую роль здесь играют антонимы?

Вывод:  антонимы служат для большей выразительности.

Б. Дуэль «Синонимы».

В. Блиц-опрос «Терминология»*

Г. Объяснительный диктант (полисемия)

Моряки увидели землю.
Над землёй сгустились тучи.
Земля в наших краях плодородная.
Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

– Какие значения имеет слово земля?  Суша, почва, участок, надел, планета.
– Как называются слова, у которых много значений? (Многозначные)

Д. Весёлые стихи. (Омонимы).

– Мы уже долго работаем. Надо передохнуть. А лучший отдых – это смена деятельности. Смотри и слушайте.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!»
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

– Какой вопрос я хочу задать?
– Сколько существительных «попугай» в стихотворении?

5) Итоги 1-й части. Стихи о работе суворовцев и похвальное слово

М. Горький одному из своих корреспондентов писал: «Кроме слов хорошо, отлично, есть ещё немало хвалебных слов…» 

Над лексикой, фразеологией вы потрудились не напрасно,
И отвечали славно, хорошо, отлично и прекрасно,
Великолепно, совершенно, удивительно,
Неподражаемо, чудесно, восхитительно!

6) Фразеологизмы. Определение.Особенности.

Мне очень хочется, чтобы вы знали и ценили красоту и возможности русского языка, поэтому я похвалю вас ещё раз, но по-другому. Молодцы! Работали с огоньком, не сидели набрав в рот воды, не считали ворон, а трудились, засучив рукава. Мы и глазом не успели моргнуть – пол-урока пролетело!

– Какие особенные слова я использовала сейчас? (Фразеологизмы). Что это?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ  ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРАЗНОГО ХРАКТЕРА.

Следующая часть нашего урока посвящена  фразеологии. Что это такое?

7) Работа с фразеологизмами

А. Загадки.

Внимание! Фразеологические загадки! Отгадайте слово и фразеологизмы, о которых идёт речь.

1. Его проглатывают; у кого-то он хорошо подвешен; за него не тянут. (Язык)
2. Не цветы, а вянут; не ладони, а хлопают; не бельё, а их развешивают доверчивые люди. (Уши)
3. Он в голове у несерьёзного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.  (Ветер)

Б. Фразеологизмы-синонимы.

– Как называются слова, сходные по своему лексическому значению? (Синонимы).
– А могут ли быть синонимами фразеологизмы?

Не видно ни зги – хоть глаз коли
Водить вокруг пальца – водить за нос
Работать засучив рукава – не жалея сил
Как селёдок в бочке – яблоку негде упасть
Как ветром сдуло – и след простыл
Со всех ног – сломя голову

В*. Пантомима. (Покажи фразеологизм).

До седьмого пота, клевать носом, сматывать удочки, сидеть сложа руки, плевать в потолок, зарывать талант в землю (с. 124), разрубить Гордиев узел (с. 290)

Г. Составление предложений, работа со словарём.

У вас на столах лежат Фр. Сл. Полистайте, посмотрите, пожалуйста, выберите один фразеологизм и составьте с ним предложение (простое или сложное).

Проверка.

4. Рефлексия

5. Итоги. Отметки

6. Задание на самоподготовку

а) Параграф 4;
б) Упр.33,  34 (1-4 предл.)

Приложение 1

Приложение 2