Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме "Зубы и уход за ними"

Разделы: Внеклассная работа


Цель – формирование культуры здорового образа жизни через приобретение детьми необходимых знаний и правильных навыков по уходу за зубами.

Задачи:

  • расширить знания детей о строении зубов, о возникновении кариеса;
  • показать роль правильного питания и гигиенических процедур в предотвращении заболевания зубов кариесом;
  • способствовать приобретению детьми правильных навыков по уходу за зубами;
  • воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни на примере эстетической привлекательности и физиологической роли зубов в организме человека.

Оборудование: слайды (см. Приложение), вырезки из журналов, индивидуальные карточки с кроссвордом.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Определение темы.

– Ребята, мы будем говорить с вами сегодня об очень важной части нашего организма. Отгадайте загадку.

Улыбчивая, дружная, веселая братва.
Пока их двадцать восемь,
А будет – тридцать два. (Зубы.)

Слайд 1.

III. Повторение о строении и назначении зубов.

– Ответьте на вопросы. Для чего нужны зубы? Сколько их у взрослого человека? А сколько зубов у детей? Почему у человека есть разные зубы? Как они называются?

Слайд 2.

Учитель читает стихотворение “Какие наши зубы” (автор неизвестен).

Слайд 3.

Для того чтобы жевать,
Есть помощники у нас,
И о них нам надо знать
Очень многое подчас.
Какова из себя
Эта дружная семья?
Зубы есть у всех детишек:
У послушных, шалунишек,
У малышек и больших –
Что вы знаете о них?
Каковы же из себя
В белой твердой шубке
Ваши лучшие друзья –
Остренькие зубки?
Сядьте, дети, вкруг меня –
Расскажу про зубик я;
Как растет и отчего
Знать вам надо про него.
Вырастает зуб не сразу
И растет не видно глазу,
Постепенно появляясь,
Важным органом являясь.
Пищу он нам измельчает,
Говорить нам помогает.
Словно крепенький дубок
В чистом-чистом поле,
Корнем держится зубок
В лунке – альвеоле.
Обнимает зуб десна –
Ну-ка, так сумей-ка!
А из желобка видна
Нам зубная шейка.
Возвышаясь над десной,
Все кусают звонко,
Образуя ряд зубной,
Белые коронки.

– А теперь рассмотрим, как устроен наш зуб изнутри.

(Учитель показывает и рассказывает по схеме “Внутреннее строение зуба”.).

Слайд 4.

III. Проблемный вопрос 1.

Раздается стук в дверь. В класс, охая, входит ученик, исполняющий роль больного зуба. Он читает отрывок из стихотворения-сказки “Тридцать два богатыря” (автор, к сожалению, неизвестен).

Слайд 5.

Посмотрите, что со мной
Сделал наш хозяин.
Раньше был я Зуб-Здорович,
А теперь я – Зуб-Дырович.
Грустно мне и тяжело:
У меня в боку дупло.
Если есть дупло у дуба,
Это, может, ерунда,
А дупло в боку у зуба –
Настоящая беда!
Я страдаю, пропадаю
И едва я не рыдаю –
Ведь дыра в боку и плюс
Я боюсь, что будет флюс.

– У некоторых ребят уже сейчас зубы начинают болеть, чернеть, шататься.
– Что за напасть такая? Кто грозится разрушить ваши зубы? (Выслушиваются ответы-предположения детей.)

IV. Поиск ответа на вопрос. Открытие нового.

1. Разгадывание кроссворда.

– Впишите в кроссворд под цифрами названия изображенных продуктов и прочитайте ключевое слово.

Слайды 6–14.

(Дети вписывают по вертикали в клетки кроссворда слова: кекс, шоколад, сахар, леденец, пирожное, эскимо, конфета, зефир – и по горизонтали читают слово “СЛАДОСТИ”.)

– Итак, главная причина заболевания ваших зубов – сладости. Как называют человека, который ест очень много сладкого? (Сладкоежка.) А вы можете назвать себя сладкоежкой? Если да, то вам придется только мечтать о здоровых зубах. Потому что разрушитель зубов, с которым водят дружбу сладости, – это кариес.

Слайд 15.

2. Рассказ учителя.

– У кариеса есть союзники – такие же злодеи, как он сам, – они прокладывают ему дорогу. Сначала появляется зубной налет. Он слегка желтоватый, почти незаметный. Налет можно обнаружить, проведя ногтем осторожно по поверхности зуба сверху вниз. Беловатое вещество на ногте и будет зубной налет. (Это рекомендуется сделать дома, предварительно вымыв руки с мылом. После наблюдения руки тоже следует тщательно вымыть.) всего за неделю налет проявляется вовсю, конечно, в том случае, если ежедневно не чистить зубы. Он уже никого и ничего не боится. Тогда совсем беда – тогда еще один союзник кариеса – черный камень – сделает зубы некрасивыми и больными. Тут уж кариесу полное раздолье, он все крушит направо и налево. Вот что может случиться, если всего на неделю-другую заключить перемирие с кариесом и его союзниками – налетом и черным камнем.

3. Практическая работа.

Дети находят заранее и приносят на урок снимки улыбающихся знаменитостей.

– Как изменится улыбка знаменитостей, если нарисовать на их зубах кариозные полости (“дырки”)? Дети рисуют на зубах черные пятна и отвечают на вопрос.

4. Рассмотрение стадий развития кариеса.

Слайд 16.

– Сам налет не оказывает на зубы непосредственного разрушительного воздействия. Это содержащиеся в нем многочисленные микроорганизмы (бактерии) превращают сахар пищи в кислоту. Именно эта кислота начинает разрушать зубную эмаль и твердые ткани зубов.

Работа по схеме “Как развивается кариес”.

1-я стадия. Кислота повреждает эмаль: она размягчается и становится менее прочной.

2-я стадия. “Дырка”, или отверстие, начинает расширяться, что позволяет кислоте разрушить расположенный глубже дентин – плотный слой.

3-я стадия. Кариес начинает распространяться. Бактерии вскоре достигают пульпы (полости) внутри зуба, где поражают нервы и кровеносные сосуды – зуб начинает “болеть”.

4-я стадия. Пульпа начинает разрушаться. Если воспаление распространиться на корень зуба и десну, то боль может обостриться, а зуб – погибнуть.

5. Вывод. Чтение стихов.

– Кто же разрушает зубы? (Ответы детей.)

1-й ученик. Б.Корнилов “Как от меда у медведя зубы начали болеть” (отрывок):

…По садам идет медведь.
Меду сладкого, густого
Хочет лакомка медведь.
Он идет на ульи боком,
Разевая старый рот,
И в молчании глубоком
Прямо горстью мед берет.
Прямо лапой, прямо в пасть
Он пропихивает сласть…
А от меда у медведя
Зубы начали болеть.

2-й ученик. Автор неизвестен:

Тот, кто ест зимой и летом
Шоколадки и конфеты,
Мякоти и сладости, –
Тот не знает радости.
Витаминов не хватает –
Зуб снаружи как бы тает.
Тут микробы и тепло
Образуют в нем дупло.

V. Проблемный вопрос 2.

Как уберечь и сохранить зубы здоровыми? (Ответы-предположения детей.)

VI. Поиск ответа на вопрос. Открытие нового.

1. Рассказ учителя и чтение стихов.

– Каждый из ваших зубов нужно беречь и охранять. Беречь – значит не есть слишком много сладкого, так как частое и беспорядочное употребление сладостей в течение дня поддерживает во рту высокий уровень кислоты, что постоянно разрушает эмаль. Но что же тогда есть?

3-й ученик:

Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Кушай яблоки, морковку –
Вот вам, дети, наш совет
Чаще ешь чеснок и лук ты,
Кушай овощи и фрукты –
Витаминов много в них,
Для зубов они нужны.

Слайд 17.

4-й ученик:

Зубы слабыми бывают,
Если их не нагружают.
Утром, днем, за ужином
Кушать булку с коркой нужно,
Ведь не кушают горбушки
Лишь беззубые старушки.

– И, конечно, не следует пить без конца сладкий чай, компот или газировку. А вот молоко, кефир и творог нужно употреблять каждый день. Кальций, который содержится в этих продуктах, укрепляет зубную эмаль.

Слайд18 .

– А от твердых предметов человеческие зубы могут сломаться. Поэтому не следует грызть зубами орехи, ногти, карандаши и другие предметы. Кроме того повреждаются десны и нарушается прикус.

5-й ученик:

Чтобы зубы уцелели,
Надо, чтобы их жалели.
Если белка-непоседа
Звонко щелкает орешки,
Может белка в час обеда
Зуб сломать однажды в спешке.
Осторожно!

2. Знакомство с правилами гигиены полости рта.

– Зубная щетка и зубная паста помогут вам держать зубы в чистоте, чтобы они были здоровыми и белыми снаружи и внутри.

Слайд 19.

Как правильно чистить зубы (памятка)

Чистка зубов фтористой зубной пастой позволяет избежать кариеса, так как фтор укрепляет зубную эмаль.

Чистить зубы необходимо 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном.

На влажную щетку выдавливают небольшое количество пасты – с горошину.

Приложите щетку к шейке зуба под углом и продольными движениями старайтесь снять налет от края десны и между зубами. Движения должны быть мелкими, а нажим легким. Очищать надо все поверхности зуба.

Учитель демонстрирует правильные действия с помощью зубной щетки и модели зубов (или расчески и ваты).

3. Вывод. Чтение стихов.

– Как уберечь и сохранить зубы здоровыми? (Ответы детей.)

6-й ученик:

Вымыв руки чисто-чисто,
Всех микробов мылом смыв,
Начинаем зубы чистить,
Выбрать щетку не забыв.
Щетки разные бывают –
Твердые и мягкие,
Нам всегда врачи помогут
Выбрать подходящую.
Пасту тоже подобрать
Доктор нам поможет.
И тогда мы начинать
Зубы чистить можем.

7-й ученик:

Чистить зубы нам не лень
Вечером и утром.
Чистя зубы каждый день,
Поступаем мудро.
Зуб во рту со всех сторон
Очищаем тщательно,
И тогда здоровым он
Будет обязательно.
Зубы спереди и сзади,
Сверху, снизу чисти ты
Не здоровья только ради,
Но и ради красоты.
И тогда микробы будут
Из-под щетки убегать.
Навсегда они забудут
Наши зубы разрушать.

8-й ученик:

После завтрака страховку
Не должны мы забывать:
Обязательно морковку
Или яблоко сжевать.
Мы конфеты любим тоже,
Только помните, друзья,
Есть все время их негоже,
Забывать о том нельзя.
И всегда после еды –
Это надо знать –
Приготовь стакан воды,
Чтобы рот прополоскать.
И тогда болезни
Убегут навсегда,
Потому что полезна
Гигиена для рта.

– Сколько себя помнят люди, столько у них болели зубы, поэтому профессия стоматолога – “зубного” доктора – очень древняя (Слайд 20.). В переводе с латинского слово стоматолог означает “зубовед”. Стоматолог не только “ведает” зубами, но и объясняет, как сделать так, чтобы избежать болезни. Поэтому не следует пренебрегать следующим советом…

9-й ученик:

Чтобы зубы не болели,
Знают люди, знают звери,
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.

VII. Подведение итога. Рефлексия.

– Что нового, интересного, полезного вы узнали для себя на занятии?
– Объясните пословицу: “Здоровые зубы – здоровое тело”. Слайд 21 .

Индивидуальная работа по карточкам. Разгадывание ребуса.

– Расшифруйте ребус и прочитайте пожелание. Слайд 22.

(Сохраняйте ваши зубы с ранних лет!)

(На месте выделенных букв размещены картинки с изображением предметов, которые начинаются с этих букв, например: А – ананас, апельсин; У – улыбка; Е – ель и т.д.).

– Спасибо всем ребятам за подготовку и работу на занятии.