Занятие по развитию речи в старшей группе "В гостях у зимующих птиц"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Образовательные:

  • закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);
  • имен прилагательных: зимующие, птичий;
  • глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел.
  • закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
  • развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере.
  • развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
  • учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

Воспитательные:

  • Учить отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять навыки ориентировке в пространстве.

Оборудование: картинки "зимующие птицы" большие и маленькие, запись голосов птиц, схемы "где спрятались птицы", каркуша, атрибуты к игре, картинки с изображением дерева, елки и кормушки, загадки, панно на ориентировку на плоскости.

Ход занятия

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

- Скажите, какое сейчас время года? (зима)

- Докажите.

- Зима какая?

- Сегодня утром я беседовала с Каркушей и она пригласила нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями - птицами. Хотите?

- Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания.

1. Назовите зимние слова.

Кто правильно назовет, тот и пойдет со мной в лес.

2. Придумайте к этим словам слова признаки.

  • Зима какая?
  • Снег какой?
  • Снежинка какая? И т.п.

- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

Вернись, крутись в зимнем лесу окажись

(звучит вьюга и голоса птиц)

Дети садятся.

- А где же Каркуша?

- Вот она. Здравствуй, Каркуша. А где твои друзья?

- Спрятались. Давайте их поищем.

1, 2, 3, 4, 5 где же птичек нам искать? Может птичка на снежинке, может птичка за сугробом? Давайте поищем где спрятались ваши птички. (дети работают с карточками)

- Вот и нашлись все птицы.

На доске открываю картинки с изображением зимующих птиц.

- Кто изображен на этих картинках?

- Кто такие птицы?

- Как вы узнали, что это птицы?

- Как можно одним словом назвать всех этих птиц?

- Чем похожи все птицы?

- Чем отличаются?

- Назовите их.

- По каким признакам вы узнали, что это ворона? (воробей, синица, дятел и др.)

- Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?

  • Сорока - белобокая
  • Ворона - чернокрылая
  • Голубь сизокрылый
  • Дятел - пестрокрылый
  • Воробей - коротколапый
  • Снегирь красногрудый

- А где зимуют птицы?

- Давайте посадим птиц на свое место

(Тех птиц, которые зимуют в лесу посадить на елку (дятел, сова, сорока),а тех, которые постоянно живут в городе - на дерево (воробей, голубь, ворона), а тех, которые прилетают поближе к жилью человека (снегирь, синица, свиристель) - на кормушку)

- А чем питаются птицы зимой в лесу? В городе?

- Молодцы.

- Ребята, у вас на столах лежат атрибуты к игре. Посмотрите на них и оденьте. Я вам загадаю загадки, и те птицы, которые узнают себя в них выйдут ко мне.

1.

Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук да тук ответил ... (дятел)

2.

Черная шапочка
и полоска шарфика
у желтогрудой птички
по имени ...(синичка)

3.

Выпал снег, метут метели,
а к нам гости прилетели,
на рябину посмотри-
там расселись...(снегири)

4.

В серой шубке перьевой,
и в морозы он герой,
назови его скорей
кто там скачет? (воробей)

5.

Трещала с самого утра
Пор- р -ра, пор-р-ра.
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит ...(сорока)

6.

Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (сова)

7.

Окраской сероватая
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
известная ворона
кто она? (ворона)

8.

Эта птица рядом с нами
мы совеем их сизарями,
и зимой в голод и холод
не покинет город... (голубь)

- Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь.

Игра "мы играем в стайку"

Мы играем в стайку
Стайка полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются.

(дети снимают атрибуты и садятся на места)

- Ребята, вы же знаете, что птицы непоседы.

Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.

Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.

Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.

  • Воробей (что сделал?) прилетел.
  • Вокруг дерева ...(облетел)
  • В гнездо ...(залетел)
  • Из гнезда...(вылетел)
  • С ветки на ветку ...(перелетел)
  • И на другое дерево ...(улетел)

Давайте поможем остальным птицам в поисках пищи.

(дети выполняют задание и четко проговаривают свои действия:

- Посади синичку на две клеточки выше дерева.

(Я посадила синичку на две клеточки выше дерева)

(Я посадил воробья на три клеточки справа от дерева и т.п.)

- Молодцы

- Так у кого мы сегодня были в гостях?

- Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)

- Давайте еще раз повторим, почему птицам тяжело зимовать зимой.

  • Короткий день.
  • Сильные морозы.
  • Нет корма.

- Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу и городе, поэтому птицы и летят поближе к человеку туда, где легче найти корм.

- А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?

- Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.