Программа развития классного коллектива "Семейное счастье"

Разделы: Классное руководство


... Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости и ...
(Эмиль Золя)

Пояснительная записка

О семейном счастье мечтает каждый из нас. И те, кто уже в браке, и кто только собирается завести семью, и даже те, кому еще рано об этом думать... Ведь хорошие семейные отношения - это одно из составляющих в целом человеческого счастья на земле. Без семьи человек развивается не так глубоко и гармонично. К сожалению, нигде и никто не учит нас, как создавать счастливую семью. И самая сложная часть жизни человека - создание семьи - остаётся без внимания. На сегодняшний день в мире не более 10 % счастливых семей. Получается, счастливая семья - это случайность!

Данная программа направлена на то, чтобы познакомить старшеклассников с понятием "настоящая любовь" и раскрытию жизненно важных принципов существования и сохранения "идеальных" семейных взаимоотношений. Программа рассчитана на 2 учебных года для учащихся 10 - 11 классов.

В нашем современном мире рыночных отношений мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время ребята вступают во взрослую жизнь. Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать хорошего семьянина? В данной программе развития классного коллектива делается попытка найти ответы на эти вопросы. Особое внимание в программе обращено именно на создание первичного мировоззрения о счастливой семье.

Актуальность программы. Не каждый человек в своей жизни может стать известным учёным, великим математиком или отличным программистом, а о своей счастливой семье мечтает большинство юношей (79%) и девушек (86%). В современных обществах индустриального типа происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Растёт количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений, отмечают нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растёт предпочтение альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Ситуацию в России социологи считают катастрофической. Распадается каждый второй брак. 70 % разводов приходится на молодые семьи. Особо остро стоят проблемы неполной семьи, в такой семье воспитывается каждый седьмой ребёнок. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика - отца и мужа. Однако юноши и девушки часто ошибаются при выборе своих суженых. Они создают семью, хотя только у 20 % вступающих в брак молодых людей оценки характера друг друга взаимоположительны, больше половины женихов и невест ещё до брака не удовлетворены характером друг друга. Именно этот возраст требует некоторых знаний о счастливой семье, ведь молодость - это время для усвоения мудрости.

Цель программы: сформировать представление о семейном счастье.

Задачи: выяснить некоторые предпосылки и нормы, лежащие в основе настоящей любви; раскрыть основные жизненно важные принципы существования и сохранения "идеальных" семейных взаимоотношений.

Механизм реализации программы

Направление деятельности Срок реализации Тема мероприятия Форма проведения Ответственные Ожидаемые результаты
1 Наука о семейных взаимоотношениях 10 класс

Сентябрь

1. В.В.Солодников "Исследование семьи и практика консультационной работы" Классный час, анализ предразводной ситуации в молодых семьях Классный руководитель Сделать вывод о том, что акселерация увеличивает количество ранних браков, но не надо слишком спешить с ранним браком!
10 класс Октябрь 2. Е.П.Сгибнева и Т.Б.Солдатова "Семейное счастье" Беседа с последующим обсуждением предпосылок и норм, лежащих в основе настоящей любви Классный руководитель, завуч школы Запомнить главные этические нормы настоящей любви: доброжелательность, ответственность, терпимость, отзывчивость и справедливость.
10 класс Ноябрь 3. А.А.Некрасов "Энциклопедия счастливой жизни. Семья" Классный час, знакомство с фрагментом обучающего урока "Принципы и мотивы создания счастливой семьи" и сайтом психотерапевта Классный руководитель Усвоить, что в семье происходит мощное развитие человека; надо учитывать то, что семью нужно создавать в период внутренней готовности; нужно делиться любовью с людьми - это обязательное условие счастливой любви.
10 класс Декабрь 4. Джон Готтман "Как сохранить семейное счастье" Классный час. Выступления учащихся о принципах существования и сохранения "идеальных" семейных отношений.   Внушить мысль о том, что идеальная семья может быть основана только на взаимной любви; большая настоящая любовь - это не иллюзия. Но испытать это чувство дано не каждому, потому что она является искусством, которому следует учиться, в котором надо упражняться и которое надо реализовывать!
10 класс Декабрь 5. Кричевская Е.В. "Представления старшеклассников о семейном взаимодействии" Просмотр занятия "Представления старшеклассников о семейном взаимодействии" Актив класса, классный руководитель
2. О семейных отношениях на уроках обществознания 10 класс Октябрь

10 класс Ноябрь

10 класс Март

10 класс Март

1. Психология семейных взаимоотношений

2. Семья и быт

3. Институт семьи и брака

4. Семейное право

Урок - лекция

 

Урок- лекция

Урок - лекция

Урок- лекция

Учитель обществознания Усвоить школьную программу по обществознанию. Написать эссе: "Любить - значит жить жизнью того, кого любишь".
(Л.Толстой);

"Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности".
(А.Шопенгауэр).

3. Художественная литература о семейных отношениях 10 класс Январь

10 класс Март

1. В семье нужно учиться отдавать больше, чем получать

2. Искренность

Беседа во время урока (Ф.Достоевский "Преступление и наказание")

Беседа во время урока (Л.Толстой "Анна Каренина")

Учитель русской литературы Ребята должны понять, что если человек готов отдавать, то одиноким не останется никогда, он не будет несчастлив в семье.

Понять, что искренность - это этическая норма настоящей любви.

4. Киноискусство о семейных взаимоотношениях 11 класс

Сентябрь

11 класс Октябрь

11 класс Ноябрь

11 класс Декабрь

1. "Возлюби ближнего как самого себя"

2. "Я делаю для тебя всё, чтобы ты меня любил"

3. Знать о партнёре всё

4. Необходимая скромность в любви

Просмотр фильмов "Не могу сказать "Прощай", "Офицеры"

Просмотр фильма "Молодая жена"

Просмотр фильма "Девчата"

Просмотр фильма "Благословите женщину"

Классный руководитель

 

 

Усвоить, что "кто не любит себя, не сможет полюбить другого и не знает, что такое "настоящая любовь". Понять, что любить надо бескорыстно.

 

Ребятам внушить, что любовь нельзя принудить самоотрицанием.

5. Секреты долгой семейной жизни 11 класс

Февраль, март

"Секреты долгой семейной жизни" Посещение семей, отметивших "золотую" свадьбу Социальный педагог, классный руководитель Чтобы быть счастливым в семье, искать партнёра нужно среди друзей, знакомых, сверстников;

партнёры могут иметь различные интересы и мнения, но они постоянно совпадают в своих идеалах.

Убедить в том, чтобы прожить долго со своим партнёром, необходимо быть готовым довольствоваться имеющимся, чтобы была интеграция.

6. Работа с родителями 10 класс Апрель

 

11 класс Март

Принципы и мотивы создания счастливой семьи

 

"Молодожёны"

Родительское собрание

 

 

Внеклассное мероприятие

Классный руководитель, родители Осознать то, что на личном примере можно помочь детям создать хорошую или не очень хорошую семью.

Внушить родителям, что необходимо помогать молодым семьям.

7. Работа с социально- психологической службой школы 10 класс

Сентябрь

 

 

11 класс Апрель

"Семейные ценности"

 

 

 

"В чём секрет семейного счастья?"

Анкетирование

 

 

 

Анкетирование

Психолог школы, классный руководитель Психологическая атмосфера в семьях удовлетворительная.

Тип взаимоотношений детей с родителями в семьях - сотрудничество; тип взаимоотношений родителей - эгалитарный (партнёрство).

Совпадут или не совпадут результаты.

8. Работа с социальной средой и общественностью. 11 класс Январь "Моя семья - моя крепость" Вечер встречи с семьями 3 поколений Классный руководитель, библиотекарь модельной библиотеки Понять, что успешная социализация ребёнка идёт именно в расширенной (многопоколенной) семье.

Заключение

Мы познакомились с понятием "настоящая любовь", в основе которого лежат главные этические нормы: доброжелательность, отзывчивость, искренность, ответственность, терпимость, справедливость, являющиеся предпосылкой для настоящей любви.

Выяснили некоторые принципы, по которым складываются нормальные семейные отношения: взаимная любовь, дружба, эмоциональная интеллигентность, знание внутреннего мира партнёра, задушевный разговор как лекарство от стресса, разделение власти, полезные ритуалы, каждая из сторон несёт ответственность за отношения в семье, лучше больше обращать внимания на положительные стороны личности; люди способны меняться только тогда, когда чувствуют, что они любимы.

Настоящая жизнь каждого из нас будет складываться по - разному, но, в сущности, любая теория основана на опыте человечества, а опыт любовных, семейных взаимоотношений - пожалуй, самый внушительный. И, несмотря на это, каждый проходит через пробы и ошибки, набивая себе шишки, получая душевные раны, но и накапливая свой жизненный опыт. Надеюсь, что программа позволит совершить как можно меньше ошибок в жизни при создании семьи.

Литература

1. Кричевская Е.В. Представления старшеклассников о семейном взаимодействии. "Центр повышения квалификации специалистов". - СПб., 2007.

2. Некрасов А.А. Семья. Энциклопедия счастливой жизни. М.: "АСТ; Полигон", 2010.

3. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации./Сост. Соловьёва З.В., Тимофеева Н.Г. - Чебоксары, 2001.

4.  Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности: Учебное пособие. -  Новосибирск, Изд-во НГТУ,   2004.

5. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10 - 11 классах.- Ростов - на Дону: ФЕНИКС, 2003.

6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. - М.:ЦГЛ, 2002.

7. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. - М.: Центр Педагогический поиск, 2001.

8. Шугаев И. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о семье и браке. М.: Благо, 2007.