Интеллектуальное путешествие "Приглашаем в Русский Дом!"

Разделы: Внеклассная работа


Слайд 1 “Приглашаем в Русский Дом!” (см. презентацию)

Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
(А. С. Пушкин)

Всех гостей у дверей встречают ведущие в русских костюмах с хлебом-солью.

1 ведущий
Жива традиция, жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.
2 ведущий
Нам начинать досталась роль –
Не путайте с нагрузкою,
Мы принесли вам хлеб да соль
По традиции русской!
1 ведущий
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль!
2 ведущий
Просим вас в наш русский дом
Мы, поверьте, неспроста.
Кто умен и кто сноровист,
У кого душа чиста.
1 ведущий
Всех, кто славно потрудился,
Честь воздав большим делам,
И в обычаях укрепился –
Приглашаем в гости к нам!
2ведущий
А чтоб попасть в наш Русский Дом,
Надобно блеснуть умом!

Отгадайте загадку или закончите пословицу – и проходите к своему столу.

(Пришедшие в гости отгадывают загадки и занимают места за столами. В это время звучит песня “С чего начинается Родина” - слайд 2)

Слайды 3 - 15

1 ведущий

Домик бревенчатый с полем обвенчанный!
Домик, встречающий окнами низкими,
Близкими звездами, далями близкими.
Домик, который средь полночи исстари
Путникам звездочкой кажется издали,
За полночь светится, - только б нам встретиться!
Старым считается, да не шатается
И со Вселенною светом братается!

2 ведущий

Какая у избы душа?
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша,
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы,
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Как доверху листвой полна
Стучит береза в подоконник.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.

Людмила ЩИПАХИНА РУССКИЙ ДОМ (стихотворение читает учащийся)

Что им снится, стенам рубленым,
Потолкам, что нас сроднили?
Дом стоит, по-русски убранный
С белой печью посредине.
На окошках капли пара,
Ветер бегает по ставням.
Утром — чай из самовара,
Каравай на стол поставлен.
Свежий хлеб, любимый всеми
Пахнет ветром, житом, зноем.
Кто-то вдруг заходит в сени:
“Распишитесь — заказное!”
Пар у притолки клубится,
Холодком бежит по полу.
Две девчонки, две сестрицы
По утрам уходят в школу.
Вьётся стежка за ограду
Дальше — путь прямой и ровный.
…Этот дом построил прадед,
Гладко выстрогавши бревна.
Конопачен жёлтой паклей,
Освящён святой водою
Дом и ныне лесом пахнет
И не знается с бедою.

Под его надёжной кровлей
Много выращено люду:
Гриш, Иванов и Прасковий,—
Тех, что славятся повсюду.
Тех, что хлеб, который звонок,
Отправляют на тока,
Тех, что щедро льют в бидоны
Тёплый дождик молока.
Тех, что плавят сталь в мартенах,
Улетают в небеса,
Тех, что пробуют на сценах
Неземные голоса.
Я в тот дом вхожу с поклоном,
Низко-низко поклонюсь.
…Нынче видно далеко нам
Как живёт под солнцем Русь.

Слайд 16.

Ведущий

Мы еще раз приветствуем всех вас в нашем Русском Доме! И представляем получившиеся команды:

1 команда – “Сибирячки”

2 команда – “Славяне”

3 команда – “Русичи”

А раз есть команды – значит есть и конкурсы, которые будет оценивать всезнающее жюри.

А раз есть гости – значит есть и праздники.

И мы начинаем первый конкурс “Славянские народные праздники”. (слайд 17)

Назовите известные вам славянские народные праздники (каждая команда поочередно называет – за каждое правильное название команда получает баранку).(слайды 18-20)

Подсказка для жюри:

Зимние праздники: Весенние: Летние: Осенние:
- Сочельник - Масленица - Петров день - Рождество Богородицы
- Рождество - Благовещение - Иван Купало - Воздвиженье
-Святки - Пасха - Троица - Покров
- Крещение - Пахом - Ильин день - Параскева Пятница
- Сретение - Вознесение - Первый Спас(медовый)  
  - Второй Спас (яблочный)    
  - Третий Спас (хлебный)    

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Слайд 21.

Сценка. (разыгрывают учащиеся)

Сидит на троне царь, думу думает.

Царь: Царь я или не царь!

Помиловать или казнить...

Решить или подождать...

Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха...

Слайд 22.

Ведущий

Почему “шапка Мономаха” тяжела?

- много украшений было на венце;

- царь решает множество сложных государственных вопросов;

- опасная служба – быть царем.

Как все знают, шапка – один из предметов русской одежды.

Значит, второй конкурс “Русская одежда”. (слайд 23)

Собираясь в гости, и в далеком прошлом одевались в самое лучшее, чтобы себя показать и на других посмотреть.

Давайте вспомним элементы русской народной одежды.

(Каждой команде выдается по 3 номера, которые указаны на элементах русского костюма, в котором выходят юноша и девушка).

Назовите правильно элемент одежды под указанным номером.

Подсказка для жюри:

1 – кокошник

2 – сарафан

3 – кушак

4 – порты

5 – рубаха

6 - лапти

7 - узоры

8 - лента

9 – узоры

(Стихотворение читает учащийся на фоне слайдов 24-30)

Костюм крестьянки –
Он традиционно носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотанной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
Крестьянки Юга – те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.

(Жюри подводит итоги 2 конкурса)

Ведущий

И какой же хозяин гостей не пригласит за стол!

А стол-то русский обильный, хлебосольный.

Слайд 31.

И наш третий конкурс “Русская кухня”.

Слайд 32.

Вам предлагается вспомнить, что ели и чего не было в питании в Древней Руси.

(Каждой команде на подносе выносят наборы продуктов питания; необходимо выбрать только то, что ели в Древней Руси).

Подсказка для жюри:

Ели:

- хлеб белый

- хлеб черный

- соль

- мед

- сыр

- пиво

- кисель

- горох

- гречка

- рыба

- морковь

- капуста

- яблоки

квас

не ели, т.к. не было:

- чай

- кофе

- сахар

- рис

- макароны

- картофель

- апельсины

- конфеты

- консервы

(Жюри подводит итоги 3 конкурса)

Пока жюри подводит итоги 3 конкурса, все знакомятся с информацией на слайдах “Блюда русской кухни” 33-38.

Слайд 39.

Сценка.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеб и на квас,

чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Пошел вон!

Слайд 40.

Ведущий

Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до 19 века?

- крестьянская изба, топившаяся по-черному;

- избушка, где содержали кур;

- тюремная камера.

Ведущий

После хлебосольного угощения гости вели разговоры разные. Поведем разговоры и мы.

Слайд 41.

Наш четвертый конкурс “Русские пословицы”.

(Каждая команда должна продолжить предложенную ей пословицу)

Слайд 42.

Подсказка для жюри:

1. Согласие да лад (в семье клад)

2. Семья в куче (не страшна и туча)

3. Не дом хозяина красит (а хозяин – дом)

1. Всякий дом (хозяином держится)

2. Дом вести (не лапти плести)

3. В гостях хорошо (а дома лучше)

1. Без хозяина (и дом – сирота)

2. Домом жить (обо всем тужить)

3. Не красна изба углами (а красна пирогами)

(Жюри подводит итоги 4 конкурса)

Слайд 43.

Сценка.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь!

Беда страшная идет – кочевники!

Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь!

На три дня конного пути растянулось их войско!

Слайд 44.

Ведущий

Что же обозначало слово “тьма” в то время?

- очень много;

- 10 000 человек (в древнерусском счете);

- 100 000 человек.

Вы, наверное, уже догадались, что следующий конкурс связан с единицами измерения: какой длины был ваш путь сюда, сколько ткани потратили на наряд, много ли съели, много ли испили? Как же это все раньше измеряли?

Слайд 45.

Итак, пятый конкурс “Русские меры”.

Слайд 46.

(Каждой команде нужно объяснить свое название единицы измерения и показать, как ею мерили, например, стол, стену)

1. вершок (4,44 см), косая сажень

2. пядь, локоть

3. маховая сажень, дюйм

Слайд 47.

(Жюри подводит итоги 5 конкурса)

Слайд 48.

Выход русской девушки с частушкой:

Эх, топну ногой да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу!

(танец “Дымковская игрушка”)

Ведущий

В обыкновенной крестьянской избе рождались рукотворные чудеса.

Мы дошли до следующего конкурса, который заключен в пословице: “Кто во что горазд, тот тем и промышляет”.

Слайд 49. И шестой конкурс “Народные промыслы”.

Слайд 50.

(Каждая команда получает задание – отобрать из предложенных команде только предметы народного промысла: хохлома, гжель, жостово, палех, городецкая роспись, дымковская игрушка, дулевская и др.) Примечание: среди предметов народного промысла положить обычные фабричные.

(Жюри подводит итоги 6 конкурса)

Пока жюри подводит итоги 6 конкурса, познакомить всех присутствующих гостей с народными промыслами через слайды 51-59.

Ведущий

И какой же праздник без русской песни! Недаром говорят пословицы:

“Где песни, там и молодость”,

“Хорошему делу – хорошая песня”,

“Где песня поется, там счастливо живется”. И мы тоже желаем счастья вам всем!

И наш последний конкурс – “Русская песня”.

( Все присутствующие поют русскую песню)

Слайд 60. (Жюри подводит итоги всего путешествия и награждает всех гостей)

Приложение (презентация)