Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

Разделы: История и обществознание


Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении, казалось, незыблемой системы и самого Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то целесообразно провести урок в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала. Методы и приемы современных активных технологий позволят включить в процесс исследования большой материал, активизировать индивидуальные способности учащихся, вовлекая их в коммуникативную дискуссию.

Проблема: Почему «золотой век» правления Л.И. Брежнева впоследствии оказался концом распада огромной державы?

Цель: Исследуя проблему, ответить на вопросы: что послужило причиной упадка? Почему, находясь в зените славы и могущества, страна начала медленное снижение, которое впоследствии сменилось крушением и распадом?

Оснащение урока: мультимедийная презентация (приложение 1), тексты для исследования, репродукции картин советского периода: «Ю.А. Гагарин», «На съезде КПСС», «Рабочий и колхозница», «В магазине», «На вокзале», «Труженицы села», «На демонстрации»; таблички для групп: «Журналисты», «Экономисты», «Политологи», тесты.

Ход урока

Оргмомент

Беседа – актуализация опорных знаний.

    • Сущность понятия «оттепель»
    • Чего ждут люди в начале весны?

Основная часть

Преподаватель: Приметы времени, чтобы ответить на основной вопрос, поставленный в начале урока. Предлагаю подготовиться и провести пресс-конференцию.

Учащиеся делятся на три группы: «Журналисты», «Экономисты», «Политологи». На столах лежит печатный материал, соответствующего содержания. (Приложение 2)

Преподаватель: представьте, что вам попали в руки секретные материалы того периода. Через 7 минут начнется конференция в прямом эфире. За это время каждый исследует полученную информацию и во время конференции дать лаконичный ответ по данному вопросу.

Вопросы «Экономистам»

  1. В чем усматривалось преимущество социалистического хозяйства?
  2. Необходимость и сущность реформы 1965 г.
  3. Итоги реформы.
  4. Почему усиливались проблемы дефицита?
  5. Причины и последствия теневой экономики.

Вопросы «Журналистам»

  1. Что и почему привлекало американцев в Советском Союзе?
  2. Причины и сущность правозащитного движения в СССР.
  3. Против чего боролись диссиденты?
  4. Бюрократия и власть стариков.
  5. Роль 60-й статьи Конституции 1977 г.

Вопросы «Политологам»

  1. Кому была выгодна политика Железного занавеса?
  2. Каковы следствия стратегического паритета?
  3. Главный итог хельсинского совещания 1975 г.
  4. Какие события привели от разрядки к напряженности?
  5. Что, на ваш взгляд, могло спасти страну от застойных явлений?

Представители групп делают выводы, доказывающие погружение СССР в эпоху застоя по всем направлениям. Затем учащимся дается задание: в течение 3-х минут расположить на доске предлагаемые репродукции картин так, чтобы получился противоречивый образ эпохи. Учащиеся делают вывод о несоответствии масштабности, грандиозности, незыблемости фасада государственного здания и раздирающих его изнутри реальностей жизни общества. Завершается работа выполнением теста на закрепление материала. (Приложение 3).