Графы. Подготовка к решению задач комбинаторного типа

Разделы: Информатика


Цель: ознакомление с понятием "графа", развитие умения решать некоторые задачи с помощью графов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

Разминка

-Определите, истинное или ложное высказывание. Истинное-хлопаем в ладоши, ложное-топаем негромко.

1. В берлоге спит кошка.

2. Гусеница превращается в бабочку.

3. Собака кричит ку-ка-ре-ку.

4. Мухомор-съедобный гриб.

5. Сосна-хвойное дерево.

-Лёгкое задание? У всех получилось? А теперь попробуйте самостоятельно выполнить такое же задание.

Проверка: поменяйтесь с напарником листочками, проверьте у товарища,найдите ошибки, если неправильно, докажите ему это, если всё правильно, подарите улыбку

Прежде. чем приступить к следующему заданию, поиграем в игру "Найди лишнего"(хлопок)

Мы идём по лесу и видим деревья: берёзу, сосну, иву, ромашку, ель, пихту, одуванчик

Мы идём в зоопарк и видим зверей: слона, бегемота, попугая. белку, медведя, пеликана, верблюда, жирафа, лису, волка, сову.

Дети играют в игру стоя.

Дети работают самостоятельно.

Проверка.

Дети играют стоя.

(можно читать, можно использовать иллюстрации растений и животных)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Игра "Выращивание дерева"

- Следующее задание связано с животными. На прошлом уроке мы с вами выращивали дерево, где веточками были мальчики и девочки. Сегодня мы будем выращивать новое дерево. Вот какое (рисунок на доске)

Игра: "Выращивание дерева"(животные-птицы. звери-домашние,дикие-водоплавающие. неводоплавающие)

Вывешивают свои "деревья"на доску. Доказывают своё решение. Где были ловушки?

Работа в парах.

Для работы понадобится клей и ваши рисунки животных (заранее приготовлены детьми к уроку) Каждая пара выращивает дерево со своими животными.

Готовность пары- сигнал.

3. Выявление места и причины затруднения.

Работа по учебнику.

Встаньте отдохнём. В своих группах- четвёрках вы должны поздороваться каждый с каждым. Посчитать, сколько будет приветствий, рукопожатий.

-Чтобы узнать, чья же команда была права, откройте в учебнике стр. 15, № 27, прочитайте задание.

(играем в Филю, Каркушу. . . ) детям даём маски. разыгрывается ситуация- приветствий. так. Сколько же будет рукопожатий?

Работают в четвёрках.

Показывают на карточках свой ответ.

Разыгрывание ситуации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. - А если будет много детей и они будут здороваться между собой, удобно будет вот так делать?

-Оказывается, такие задачи легче всего решать с помощью графов.

На перемене я давала задание командам, найти, что обозначает это слово.

Дети высказывают своё мнение.

Дети говорят, что такое "графы"

5. Реализация построенного проекта. Работа в тетради.

- Поставьте четыре точки, обозначьте буквами. Сначала рисуем Филины приветствия, Сколько их? затем Каркушины. С Филей она уже здоровалась, у неё осталось ещё два приветствия. А Хрюша уже поздоровался и с Филей, и с Каркушей, значит, у него осталось 1 приветствие. А Степашке уже не надо здороваться, у него не осталось приветствий. Считаем (6 приветствий)

- Вот,оказывается, как легко было решить задачу, если бы всё начертили

Вот, сколько должно было быть приветствий, если вас 4. Чья группа была права.

Работа в тетрадях
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. -А сейчас разделитесь по 5 человек и попробуйте разыграть ту же ситуацию Сколько, будет рукопожатий? Дети делятся по 5 человек и решают проблему.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Самостоятельная работа.

Попробуйте в парах самостоятельно решить задачу-стр. 15, №28

Работа в парах. Взаимообмен. Выступление пар с решением.
8. Включение в систему знаний и повторение. -На уроках о здоровом и правильном питании вы узнали, что полезно кушать утром на завтрак, на обед.

Сейчас мы попробуем приготовить обед для наших героев-первое, второе и третье блюдо. Игра называется "Составь меню". У каждой пары своё задание.

-Составьте все возможные варианты первого. второго и третьего блюда.

Доказывают своё решение у доски.
9. Рефлексия учебной деятельности. -Кому было интересно на уроке?

Какие трудности и в чём испытывали?

-Что нового узнали?

Дети используют таблицу слов:

-Я затруднялся. . .

-Мне было легко. . .

-Вызвало затруднение. . .