Практическая работа на уроках информатики

Разделы: Информатика


Практикум по информатике разрабатывается на основе рабочей программы дисциплины "Информатика и ИКТ" и включает методические указания по выполнению практических работ, предусмотренных программой. Практикум способствует формированию у учащихся соответствующих умений и навыков.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;
  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;
  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;
  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.
  • использование последних версий программного обеспечения.

Каждый обучающийся заводит рабочую тетрадь по практикуму, в которой кроме заданий-вопросов должно быть предусмотрено место для ответов учащегося и оценочных заключений мастера. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Основная цель рабочей тетради по практикуму - постоянное получение знаний, формирование навыков самостоятельной работы, умение использовать эти знания в различных ситуациях при работе на компьютере.

В процессе выполнения практических работ обучающиеся расширяют и углубляют знания по изучаемым темам, проверяют их достоверность, учатся работать с прикладным программным обеспечением и аппаратными средствами компьютера.

Практические работы являются связующим звеном между теорией и практикой, способствуют развитию самостоятельности, эффективно содействуют формированию специальных знаний и умений, четкому представлению о информатике как науке.

Систематическое проведение практических работ на уроках информатики способствуют решению важных дидактических задач:

  1. Практические работы позволяют учитывать с одной стороны специфические особенности и способности отдельных обучающихся, их уровень подготовки, с другой стороны, - вырабатывать умения работать на компьютере.
  2. Практические работы способствуют формированию технического мышления обучающихся и повышают их общеобразовательную подготовку.
  3. Проведение практических работ у обучающихся вызывает большой интерес исследовательского характера.

В структуру практических работ должны входить следующие компоненты:

Вводная часть.

Преподаватель определяет тему занятий, формирует ее цель, разрабатывает задание, ставит перед обучающимися вопросы, требует их разрешения, проводит соответствующий инструктаж по выполнению работ, дает методические указания.

Самостоятельная работа обучающихся.

Намечают пути решения поставленных задач, решают их посредством необходимых действий

Итоговая часть.

Преподаватель анализирует работу обучающегося, выявляет ошибки и определяет причину их возникновения.

При проведении практических работ возможно применение фронтальной и дифференцированной формы организации занятий.

При фронтальной форме все обучающиеся выполняют одну работу, инструктирование проводится со всей группой одновременно на особенностях выполняемой работы.

При дифференцированной форме организации занятий обучающиеся делятся на группы, объем, и сложность задания могут быть различными и заранее определяются преподавателем.

При выполнении практических работ предусмотрено обязательно изучение и выполнение требований техники безопасности, правил аварийной безопасности, основ гигиены труда.

Для выполнения этих требований разработаны инструкции по технике безопасности при работе с ЭВМ.

Для уроков информатики при проведении практических работ характерны:

  • четкая подготовка целей обучения, воспитания и развития;
  • соответствие содержания обучения уровню современной науки и техники, умение ставить проблемы, разрешать их, проверять итоги своей работы, доказывать их правильность;
  • научно обоснованный отбор содержания учебного материала, установление связи с ранее изученным материалом, определение материала оснащения урока, наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения.

Количество заданий в практической работе определяется их сложностью. Задания должны соответствовать названию и цели работы и быть логически связанными между собой. Перед практическим заданием должны быть помещены методические рекомендации по его выполнению. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Методические рекомендации по выполнению задания, связанного с освоением пакета прикладных программ, должны содержать алгоритм (последовательность шагов) по выполнению данного задания. При этом следует избегать избыточности в изложении, не описывать подробно одно и то же действие несколько раз. После задания, алгоритм выполнения которого изложен полностью, можно дать аналогичное задание, которое обучающийся должен выполнить самостоятельно.

Учитывая все требования практических занятий необходимо так организационно построить каждый урок, чтобы сохранить работоспособность обучающихся, дать им прочные знания, умения и навыки.