Экологический праздник "Как прекрасен этот мир"

Разделы: Внеклассная работа


Ой вы, гой-еси, дети милые,
Ой вы, гой-еси, гости званные,
Как вы спросите, а зачем же мы
Нарядились так, поукрасились?
А расскажем мы нынче сказочку.
Может, сказочку, может, быль пройдет.
И не быль совсем - правда чистая.
Мы расскажем вам, вы - послушайте.

Учитель: - Мы живем в удивительное время! И, наверное, поэтому мы можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, музыки, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

- Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает. Выживете ли человек, если лишится самого необходимого и дорогого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем нам неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить для себя и те, кто идет за нами, нашу прекрасную планету.

(Звучит фонограмма "Голоса птиц")

Учитель: - Слышите? Прислушайтесь, это голоса:Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу? Слышите запахи?

Здравствуйте, друзья! Здравствуй природа! Здравствуйте поля, леса, горы, реки, озера и моря. Здравствуйте, птицы-соловьи, воробьи, жаворонки.

Здравствуйте, звери-волки, тигры, львы, медведи. Если бы человек здоровался каждый день не только с родными, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

Учитель: - Лес дарит нам здоровье. Это легкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это.

1. Знаете ли вы, как вести себя в лесу?

2. Как поступить с костром?

3. С ненужной бумагой, банками, мусором?

(ответы детей)

Учитель: - В древние времена люди полностью зависели от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась. Появились заводы, фермы, машины. Людям стало казаться, что они не зависят от природы, что они смогут ее покорить. Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к разрушению почвы, загрязнению воздуха, уничтожению растений и животных . И сейчас наша планета больна .Люди, живущие на Земле, не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей больной матери, так жители земли должны позаботиться о своей планете. Не ломайте деревья, не разоряйте птичьих гнезд, не дразните собак, не пугайте кошек.

Фонограмма "голоса птиц".

А сейчас проведем небольшую разминку.

На плакате: СНЕГ ВОР СОР ДЯТ СИН

Учитель

- Это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит в лес.

Игра. "Знаете ли вы птиц?"

-Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: " Что мы сажаем, сажая леса?" Люди разных специальностей ответили на этот вопрос каждый по-своему:

Чтобы ответили работники бумаженного комбината?

Врачи?

(ответы детей)

- И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.

-Музыканты бы воскликнули: " Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки".

Учитель: Ребята, кто-то стучится к нам в дверь.

(Вбегает Баба - Яга)

Баба - Яга. А куда это я попала? Ох, сколько здесь ребятишек! Какие они все красивые, какие они все вкусненькие, аппетитненькие. Так бы всех я съела под зеленым соусом. Детишки - ребятишки, а я вас жду- поджидаю, встречаю-привечаю.

Эй - эй - эй, Леший, входи!

Леший: Привет, старуха. Кого это ты привела? Ишь, сколько много закуски на обед заманила. А это кто? Ребята! Это Старичок - Лесовичок! (указыв. на Старичка - Лесовичка) Ребята, этот Старичок - Лесовичок нам с Бабусенькой - Ягусенькой жить в лесу не дает. Деревья ломать не разрешает, костры жечь и плясать не дает, бумажки собирать заставляет. Противный старикашка!

Ведущий. Ребята, а вы согласны с Лешим?

Ребята: (нет)

Дети: В природе особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Не ломать деревья, кустарники, а сажать, как можно больше.

Не бросать бумаги, не сорить, не ловить бабочек, стрекоз, не уничтожать лягушек, жаб. Каждая попусту сломанная ветка, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесенная природе.

Ведущий. Ах, ты Леший и Бабусенька - Ягусенька не так вы обращаетесь с природой.

Леший: Если вы любите лес, то вы знаете все о нем, кто в нем живет, что в нем растет.

Мы с Бабусенькой - Ягусенькой вас отсюда не отпустим, заведем в глухую чащу, если вы не отгадаете загадки.

Ведущий. А загадки трудные?

Баба - Яга. Трудные - не трудные, а внимание необходимо.

Ведущий. Ребята, придется отгадывать загадки, а то нас заведут в глухую чащу и мы не сможем выбраться.

Загадки

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)

Рос шар бел,
Ветер дунул -
Шар улетел (Одуванчик)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг. (Подснежник)

(Баба- Яга и Леший вывешивают плакат.)

- Что лишнее?

МУХОМОР, БОРОВИК, ЛИСИЧКА, ПОДОСИНОВИК.

БЕРЕЗА, ДУБ, ЕЛЬ, КЛЕН.

Баба - Яга..Они все знают!

Леший: Беда нам, беда. Давай-ка, Бабусенька- Ягусенька, уберемся по- добру- по-здорову, пока от этих умных детишек нам худо не стало.

Леший и Баба - Яга убегают.

Ведущий. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы - без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов. Все это щедро дарит людям Мать - Природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.

А сейчас доктор Нехварайкин расскажет, как применять лекарственные растения.

1-й ученик: У меня болит сердце, чем мне его лечить?

Доктор: При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветки ландыша используют также для приготовления духов, одеколона, мыла.

2-й ученик: Доктор, у меня плохой аппетит.

Доктор: Возбудить аппетит помогает настойка из одуванчика.

3-й ученик: Я часто болею ангиной. Что мне поможет?

Доктор:

Это-лекарственная ромашка.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

4-й ученик: От боли в желудке что мне поможет?

Доктор: Вам поможет отвар тысячелистника.

5-й ученик: Какие растения помогут нам в походе от ран и укусов насекомых?

Доктор: Это подорожник. Его прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

Учитель: - Я расскажу о ранах больших, которые люди наносят природе.

С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и шоссейные и железнодорожные дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле приходиться уничтожать леса. Вырубать деревья и ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов. Зато все больше загрязняется вода. Вы знаете,что они необходимы для жизни, растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, пыль, а в реке и озере - сточные воды с различными вредными веществами.

За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктидой, временами расширяется и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислород. Его становится на Земле все меньше и меньше.

Ведущий: Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище? (очистительные сооружения, посадка зелени, предприятия с замкнутым циклом производства, двигатели на газе, на солнечных батарейках, электростанции.)

Ведущий: Чтобы не нарушать природное равновесие, надо каждому живущему на Земле, беречь и охранять природу. Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности.

Ведется большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Создаются заповедники и участки где вся природа неприкосновенна.

Звучит музыка (море).

Ведущий. Без воды жить на земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастит урожай на полях, не смогут работать заводы. Человеку, животным, растениям нужна вода. Конечно людям нужна требуется не любая вода, а только чистая, пресная вода. Но чистой воды все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди.

Ведущий: Вас приветствует агитбригада "Болото"!

Водяной: Итак, начинаем наш Большой болотный совет. У кого какие предложения?

1-я лягушка:

Облетала много стран,
Видела я стыд и срам.
Все болота осушают
Без разбора тут и там.
Если дальше так пойдёт,
Всё живое перемрёт.

2-я лягушка:

Раньше были мошки,
А теперь ни крошки!
Раньше были комарики,
А теперь кошмарики!

Водяной: Будут жалобы ещё?

Леший:

Правда, правда, то Яга
Старая мудрит, карга.
Получает из болот
Свой нетрудовой доход.
Запасёт лягушек гору
И сдаёт в заготконтору!

Баба-Яга:

Слушай, Леший, ты дурак
По субботам али как?
Я - фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отсюда
Улететь в любой момент.
За болезни, за пургу
Все бранят меня, Ягу!
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!

Иван-Царевич:

Я бродил по белу свету
И любовь свою искал.
Я её, лягушку эту,
В сновиденьях видеть стал.
Все болота обошёл,
А лягушки не нашёл.
Говорят, что медицины
Лучше не найдёшь вакцины.
Правда это или нет?
Дайте мне скорей ответ!

Водяной:

Без всяких унижений
Жду я ваших предложений!

Баба-Яга:

Чтобы нам болото от гибели спасти,
Надо его в Книгу Красную внести!

1-я лягушка:

Заболел ты -не беда:
Съешь лягушку из пруда.
Нет надёжней медицины,
Чем болотная среда.

2-я лягушка:

Знают все: в болоте малом,
Ручеек берёт начало.
А потом из ручейка,
Начинается река.

Водяной:

И ещё такой разрез
Представляет интерес:
Изменяет ли болото
Климатический процесс?
Здесь всего один ответ:
Без болота жизни нет!

Все: Бойтесь очень, люди, остаться одни!

Ведущий: Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках, от чего погибают рыбы и животные в морях и океанах?

(Бросают в водоемы мусор. Фабрики и заводы выливают в водоемы использованную воду, а она бывает очень грязная, с элементами всевозможных химических веществ).

- Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, потеряла способность самоочищаться.

Рассказчик:

Довелось мне как-то раз
Услышать вот такой рассказ.
В ночь чудес - на Иванов день,
(Такое бывает, уж ты мне поверь)
На поляне под сосной
Заседал народ лесной.
Под сосною той сидели:
Лесовик, Лесная Фея,
Водяной с сестрой своею.
Только бабушка Яга
Почему-то не пришла.
Там шёл серьёзный разговор.

Леший:

Собрались мы на совет:
Как избавиться от бед?!
В лес, друзья, пришла беда,
Помощь срочная нужна!

Лесовик:

Леса здесь когда-то стояли густые,
Шумели липы молодые
Берёзки нежно всем кивали,
В своих серёжках щеголяли,
Осины протяжно скрипели,
А птицы так радостно пели!

Фея:

А сосны, как стрижи, в бору здесь стояли,
Дубы вековые, как старцы, ворчали.
И елок пушистых зелёный народ
Водил на поляне свой хоровод.

Водяной:

Да что говорить? Загрязнили озёра и реки.
А виною тому все они - человеки!

Леший:

Верно ты, дружок, сказал:
Человек не тот уж стал.
Обогатиться все хотят,
Вот и рубят всё подряд.
А люди-то не понимают,
Что сами край свой разрушают.
Нам пора вооружаться:
И терпеньем запасаться,
Волшебство своё берите
И на охрану все идите.

(Ведущий показывает Красную книгу) Ребята, вам знакома эта книга? Почему она красного цвета? (эта книга называется так потому, что красный цвет - знак опасности)

- Растениям, животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица земли, как и исчезли морская Корова и странствующий голубь. По вине людей исчезли и другие звери, птицы, насекомые и растения.

Ученица. Я хотела бы ответить так: Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если мы сорвем цветы - опустеют все поляны и не будет красоты.

- Давайте представим, что в лес пришли горе - туристы. Что произойдет? Что останется после них? (Вытаптывают траву, рвут букеты, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья.)

- У нас в стране произрастает 18 тысяч видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежники, тюльпаны, ландыши, зверобой, пионы. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газа и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.

Ведущий. 2500 видов высших растений планеты на грани уничтожения.

Люди виноваты в нарушении многих статей конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.

Поэтому, выносим решение - пусть люди исправят то, что еще можно пока исправить. Чтобы поколение этого тысячелетия могли увидеть ясное, чистое небо, утреннюю росу, услышать пение птиц, и не в зоопарке, и не в Красной книге встретиться со своими собратьями.

Любите родную природу -
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.

Все встают и говорят.

Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Подводим итог конкурса.