Хлеб – чудо земли. 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Цели и задачи мероприятия: рассказать об истории создания хлеба, его родословной, познакомить с условиями его выращивания, выработать бережное отношение к главному достоянию человечества, заставить задуматься об огромной ценности хлеба и хлебобулочных изделий, показать какой огромный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол.

Оформление класса: плакаты с пословицами о хлебе, большое панно "Хлебное поле", репродукция картины И.Шишкина "Рожь", мини-книжки детей с загадками и пословицами о хлебе,персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колосок, национальные костюмы.

У входа в класс стоят стенды с книгами о хлебе и рисунки учащихся на хлебную тематику.

В центре класса накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, блинами и другой мучной выпечкой, приготовленной родителями учащихся и учениками. Украшает стол каравай хлеба на рушнике.

Ход мероприятия

Звучит музыка "Русское поле" Я. Френкель.

Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе.Сегодня, да и во все времена на самом почётном месте - хлеб, хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришёл он к нам на стол непросто. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто сеял, и тот, кто убрал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб.

Ученик 1: Растения, зёрна которых годятся в пищу, называют хлеба. Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называют ещё жито.Их название сходно со словом "жить" не случайно. Они - основные наши кормильцы.

Ученик 2: "Худ обед, коли хлеба нет", - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из главных - он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства, дружелюбия, мира.

Ученик 3: Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное.

Ученик 4: Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать.У всех народов хлеб пользуется особым уважением.

Ученик 5: Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы обладаете и как его надо беречь.

Учитель: Хлеб! Какое привычное и все- таки необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

Наши ребята предлагают вам свой ответ на этот вопрос в виде небольшой литературной композиции.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Ученик 1:

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели. Это - хлеб!

Ученик 2:

Золотой простор бескрайний -
Там работают комбайны. Это - хлеб!

Ученик 3:

Вот зерно течет рекой.
Чтобы сделаться мукой. Это - хлеб!

Ученик 4:

Тесто кружится в квашне.
Запекается в огне. Это - хлеб!

Ученик 5:

Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб! (хором)

Ученик 1:Хлеб! (хором)Какое краткое, но емкое слово?

Ученик 2: Хлеб! (хором)Он заключает в себе историю человечества!

Ученик 3:Хлеб! (хором)Он символ богатства!

Ученик 4:Хлеб! (хором)Он может поставить на ноги, может на колени!

Ученик 5:Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом.

Учитель: А теперь послушаем, как пришёл к людям хлеб.

Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле!

Ученик 1:

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля - земля не просто,
А кормилица Земля!

Ученик 2:

За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.

Ученик 3:

Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.

Ученик 4:

На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно -
Сеют сеялки зерно.
Сколько в этом зёрнышке
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода.

Звучит песня в исполнении класса "О чем мечтают зерна".

Ученик 5:

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотою стеною,
И слышит страна: за уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Ученик 6:

Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.

Ученик 7:

И опять собрался в путь:
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу - чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.

Учитель: Святое дело - вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

Недавно мы с классом побывали на хлебозаводе и видели, как из простой муки в умелых руках современных хлебопёков появляются аппетитные румяные изделия.

Учащиеся класса рассказывают об экскурсии на хлебзавод. (На доске -демонстрация слайдов-фотографий)

Ученик 1: Мы увидели, что процесс изготовления хлеба механизирован и состоит из нескольких операций: подготовки и дозировки сырья, замеса теста, брожения, разделки, выпечки, охлаждения, укладки на лотки и отпуска в магазины.

Ученик 2: Мы были в помещении, где видели, что брожение идет при температуре 27-30 градусов, объем теста увеличивается в 2-3 раза.

Ученик 3: Выпекают в печах длиной 24 метра, при температуре 180-300 градусов. Готовый подовый хлеб весит 670 граммов.

Ученик 4: Хлебозавод работает в две смены по 12 часов без остановки. Ему уже много лет.

Учитель: Дети,скажите, непрерывность процесса хлебопроизводства обеспечивают люди каких профессий?

Дети: Пекарь, укладчик, машинист, тестомес, нарезчик, газооператор, инженер-технолог, охранник, водитель и другие.

Учитель: Вы видете, как трудоемок процесс изготовления хлеба!

Ученик 1:

Каравай земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.

Ученик 2:

В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

Ученик 3:

В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.

Ученик4:

И растёт под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Учитель: Давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Оказывается потому, что в нём много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

Задание: расставить по порядку картинки, как выращивают хлеб.

Учитель: Вы все, ребята, готовились к сегодняшнему мероприятию, учили стихи, искали пословицы о хлебе. Какие пословицы вам запомнились?

  • Много снега - много хлеба.
  • Посей в пору - будешь иметь хлеба гору.
  • Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
  • Хлеб в закромах - счастье в домах.
  • Сколько ни думай - лучше хлеба не придумаешь.
  • За трудным хлебом находишься, а с лёгким наплачешься.
  • Тяжёлый хлеб сам в рот глядит. А лёгкий хлеб мимо рта летит.
  • С хлебом и сила приходит.
  • У кого хлебушко, у того и счастье.

(На доске- колосок)

Учитель: Мы живём в Татарстане. Татарстанцы выращивают хорошие урожаи колосьев благодаря учёным-селекционерам, академикам. Они вывели хорошие сорта, дающие возможность ещё выше поднять урожайность полей.

Ученик 1:

Не счесть татарской земли щедрот
И празднично, и радостно на сердце
Отчизна поздравляет земледельцев
Своих кормильцев, чествует народ.

Ученик 2:

Благословлён их трудовой размах,
Преобразованный лик радостного края,
Благословенно солнце каравая,
Вот в этих наших доблестных руках.

Звучит песня "Чайкала иген кырлары" в исполнении ученика 7 класса Халила.

(Дети в национальных костюмах под русскую народную музыку вносят каравай)

Ученик 1:

С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Ученик 2:

Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шел к тебе издалека.

Ученик 3:

В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ученик 4:

В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!

Учитель:

Есть хлеб - будет и песня!
Эй, девчушки-хохотушки,
Начинайте петь частушки,
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!

Звучат частушки в исполнении детей.

Учитель: Вы видели, как хлеб едят в деревне? Нарежут ломтями, крошки соберут в ладонь, поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что "кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки". В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни: в хлебе - душа народа. Для того, чтобы хлеб у всех был - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова "Булка".

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг спокойно и сердито
При всех её поцеловал.
Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я - пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.

Учитель:В стихотворении С. Михалков призывает и детей, и взрослых ценить и беречь хлеб. Берегите хлеб! Хлеб также дорог, как и сама жизнь. Бережём ли мы хлеб в наше время? Ценим ли?Можно подсчитать: если каждый учащийся школы за один день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, это составит по школе около 30 кг. А в городе? В стране?

Задание. Составить предложение из разбросанных слов.

Не, сори,драгоценность, им, хлеб, хлеба, в, бери, меру, обеду, к.

(Хлеб - драгоценность, им не сори, хлеба к обеду в меру бери.)

Учитель:

Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не швыряйся.

Ученик читает стихотворение С. Михалкова "Плохая привычка".

Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая,
Сказала,
Что это привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В неё докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синички!

Учитель:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

КОМПОЗИЦИЯ О ВОЙНЕ (звучит минута молчания)

На доске демонстрация слайдов.

Ученик 1:Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести.

Ученик 2:Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть.

Ученик 3:Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.

Ученик 4:За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

Ученик 1:В годы Великой Отечественной войны хлеб ценился на вес золота.

В дыму ленинградское небо
Но горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Ученик 2.Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители 125 граммов. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с "большой землях, по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озёро" Hарод по праву назвал ее "Дорогой жизни".

Ученик 3.В музее истории Санкт -Петербурга хранится этот кусочек хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек весом 125 граммов спас многих ленинградцев от смерти. Ленинградцам нужно было работать и жить - назло фашистам, бомбежкам. Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт.

Ученик 4: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: "Доченька, если б могла дать его тебе тогда..."

Ученик 5:

В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лена умерла 17 марта з 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Учитель:Наш праздник подошел к концу, я надеюсь, что он помог вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Нам будет приятно знать, что наш праздник научил ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарным тем, кто растит хлеб. Мы приглашаем всех к праздничному чаепитию, которое символизирует гостеприимство и радушие.

Дети раздают гостям рецепты выпечки булочек, пирожков, крендельков.

Рецепты:

Дрожжевое тесто

Для приготовления теста на 1 кг муки берется:

30-40 г дрожжей, 2 стакана воды или молока, 2-4 ст. ложки жира, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара и 1 чайная ложка соли

Пирожки печеные из дрожжевого теста.

Приготовить тесто. Разделить тесто на кусочки, придать им форму шариков, оставить на 5-8 минут, чтобы тесто немного подошло. После этого раскатать шарики из теста в виде круглых лепешек, толщиной до 1 см, и положить на каждую лепешку начинку. Края соединить и защипать.

Разделанные пирожки уложить защипанной стороной на смазанный маслом пирожковый лист или сковородку на расстоянии 1 - 2 см друг от друга и поставить на 15-20 минут в теплое место для подъема. После этого пирожки смазать взбитым яйцом и выпекать в в духовом шкафу в течение 10-15 минут. Готовые пирожки снять с листа, смазать сверху маслом и накрыть чистым полотенцем.

Крендельки.

В теплом молоке развести дрожжи, всыпать половину муки и поставить опару. Когда опара увеличиться примерно в два раза, положить соль и яичные желтки, стертые добела с сахаром, размешать, всыпать оставшуюся муку и замесить тесто. Затем прибавить растопленное масло или маргарин, цедру лимона, тесто вымесить. После этого тесто посыпать мукой и поставить в теплое место.Когда тесто подойдет, выложить его на доску, посыпать мукой и разделать из него маленькие крендельки: смазать их маслом, посыпать сахаром, поставить в духовой шкаф на 10-12 минут.

На 1 кг муки: 1,5 стакана молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, 100-125 г масла, 3/6 чайной ложки соли, 30 г.дрожжей, цедру с лимоном.

Булочки

В посуду для теста влить 2 ? стакана теплого молока, растворить в нем дрожжи (30 г) и, помешивая всыпать половину муки (500г). Вымесить, чтобы не было комков, поставить в теплое место, накрыть салфеткой. Когда опара подойдет, положить в нее соль (3/4 чайной ложки), сахар (3/4 стакана сахара), разогретое масло (150-200 г). Можно добавить 2-3 яйца, ванилин или кардамон в порошке, размешать добавить остальную муку, перемешать. После этого снова поставить в теплое место для подъема.

Когда тесто увеличиться. выложить его на доску, посыпанную мукой, и разделать в виде шариков весом примерно в50-60 г. Разделанное тесто уложить на лист, слегка смазать маслом, дать булочкам подняться в теплом месте и затем их смазать взбитым яйцом и поставить на 12-15 минут в жаркий духовой шкаф для выпечки

Приложение.