Урок окружающего мира. Тема: "Тела, вещества, частицы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели: познакомить детей с телами и их составом; проверить знания учащихся по пройденной теме; развивать кругозор, память и мышление  учащихся.

Оборудование: для опыта (у учителя и у каждого учащегося): стакан, чайная ложка, кусочек сахара и вода; компьютер и интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (слайд №1).

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Повторение изученного материала

– Сейчас для вашего внимания предлагается небольшой тест. Вы должны выбирать только один правильный ответ (слайды № 2-8).
– Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что заметили? (Высказывания детей).
– Кто правильно ответил на все вопросы, у того получилось слово «Природа».  (Слайд № 9) Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела «Эта удивительная природа». Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с понятием «Тело» и узнаете из чего они состоят.

3. Изучение нового материала

1. Знакомство с  понятием  «тело»

(Слайд № 10)  В словаре Ожегова дается  такое значение этого слова: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение: тела – это все предметы, окружающие нас.

(Слайд № 11)  Среди бесчисленного количества окружающих нас тел могут быть и естественные, и искусственные.
– Распределите рисунки-отгадки на две группы.
– Какие еще тела можно отнести к первой группе? Ко второй группе?

2. Понятие  «вещества»

(Слайд № 12) Игра  «Из чего сделано тело?»

Учитель называет тело, а ученик – вещество, из которого оно сделано (стрелочкой соединяются тела и вещества).

– Эти тела образованы одним веществом. А как вы думаете: есть ли тела, состоящие из разных веществ?

Учитель показывает кусочек гранита. Ребята убеждаются, что он состоит из разных веществ. Учитель показывает образцы, составляющие гранит: полевой шпат, кварц, слюду.

– Что же такое вещества?
– Прочитайте текст на с. 34–35.(Слайд №13)
– Вернемся к таблице и еще раз прочтем название веществ. Какое вещество качественно отличается от других? (Вода.)
– Почему?
– Вода бывает в трёх состояниях: твердом, жидком и газообразном.

4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали гномиками дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И ни капельки не устали!

5. Закрепление нового материала

– Почему одни тела меняют форму с трудом, другие – легко?
– Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же убедиться, что эти частицы существуют?

Опыт: Растворение сахара в воде.

– Для опыта нальем воды в стакан. Это однородное вещество. Бросим туда кусочек сахара. Сначала сахар хорошо виден. Помешаем ложкой. Он стал невидим.
– Попробуйте воду на вкус. Она сладкая.
– Что же произошло с сахаром?
– Почему мы его не видим?

(Слайд №14) Вывод: Вещества состоят из невидимых частиц.

– Прочитайте текст (с. 36).
– Рассмотрите рисунки с изображением частиц жидкого, твердого и газообразного вещества (с. 37).

6. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

(Слайд №15) Разгадывание кроссворда.

1. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.)

2. На Земле он всех сильнее,
Потому что всех умнее. (Человек.)

3. У нее во рту пила,
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука.)

4. Что это за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат!
А порой такой красивый,
Кружевной и синий-синий. (Небо.)

5. Белый снег во рту тает. (Сахар.)

6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала. (Туча.)

7. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)

8. Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна.)

– Как одним словом назвать все слова-отгадки? (Это тела.)
– Что называется телом?
– Из чего состоят тела?
– Из чего состоят вещества?

7. Домашнее задание: прочитать текст (с. 34–38); ответить на вопросы «Проверь себя».