Программа "Музейная педагогика"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.

Программа “Музейная педагогика” рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая.

Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.

Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.

Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально- культурном обновлении.

Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.

Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.

Цель программы – повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал;
  • научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии;
  • помочь учащимся узнать славные страницы Великой Отечественной войны, подвига москвичей, истории своего района, воспитать гордость за прошлое своей страны;
  • развить у учащихся творческих и организаторских способностей, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.

Методическое обеспечение программы.

Программа реализуется в течение 3 лет. Занятия рассчитаны на средний школьный возраст (10-16 лет). Программа предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Занятия проходят в кабинете музея, в кабинете информатики, библиотеке.

Используются следующие формы работы:

  • индивидуальная работа,
  • групповые занятия,
  • встречи с ветеранами,
  • проектная и исследовательская деятельность,
  • оформление выставок,
  • обновление экспозиций,
  • интеллектуальные конкурсы и викторины,
  • экскурсии,
  • посещение музеев.

В рамках данной программы проводится работа по сбору материала и его оформлению, изучению специфики работы музеев и подготовки экскурсоводов.

Итогом работы является проведение экскурсий по школьному музею и участие в различных конкурсах.

В работе широко используются фонды школьной библиотеки, материалы школьного музея, видеотека, современные информационно-коммуникационные технологии.

Ожидаемые результаты

1 год обучения:

1) приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы

2) освоение приемов сбора, обработки и систематизации материалов

3) приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций

4) формирование культурных, духовных и нравственных ценностей

5) развитие самодеятельности и творчества учеников

2 год обучения:

1) приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов

2) формирование практических навыков музейной деятельности

3) умение создавать выставочную экспозицию

4) формирование интереса в области музееведения

5) развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления

6) воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса

3 год обучения:

1) приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций.

2) умение разработать материал для проведения тематических экскурсий

3) освоение приемов и форм подготовки экскурсионного материала

4) освоение методики проведения экскурсий в рамках школьного музея

5) усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения

6) приобретение учащимися социального опыта

Содержание программы

1 год обучения

№ п/п Тема Количество часов
Теория Практика
1. Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения 2  
2. Правила оформления выставочной и музейной экспозиции 2 3
3. История музейного дела в России. 2  
4. История развития музеев. 4  
5. Современные музеи. 2  
6. Виды музеев. 4  
7. Музеи в Европе. 2  
8. Великие музеи современности. 4  
9. Краеведческие музеи 4  
10. Военно-исторические музеи 4  
11. Школьные военно-исторические музеи 2 2
12. История создания школьного музея. 3  
13. Знакомство с основными разделами школьного музея. 2 3
14. Этапы подготовки школьной экскурсии 2  
15. Сбор материала для обзорной экскурсии по школьному музею.   4
16. Подготовка текста обзорной экскурсии по музею.   4
17. Подготовка экскурсоводов   4
18. Знакомство с материалами музея, посвященными Дню Победы. 3  
19. Подготовка текста экскурсии “Великая Победа”   4
20. Подготовка экскурсоводов   4
21. Перспективы развития школьного военно-исторического музея. 2  

Итого:

72 часа

2 год обучения

№ п/п Тема Количество часов
Теория Практика
1 Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения 2  
2 Приоритетные виды работ в музеях: научно-фондовая, просветительская, культурно-образовательная работа 3  
3 Основные понятия музейной экспозиции 3  
4 Основы научной методики комплектования фондов 2 2
5 Фондовая документация 2 2
6 Систематизация экспонатов школьного музея. 2 3
7 Классификация экспонатов школьного музея. 2 2
8 Сбор материала для экскурсии “Битва под Москвой”   4
9 Подготовка текста экскурсии   3
10 Подготовка экскурсоводов   4
11 Сбор материала для экскурсии “Наши деды”   4
12 Подготовка текста экскурсии   3
13 Подготовка экскурсоводов   4
14 Города-герои (сообщения) 12  
15 Сбор материала для экскурсии “Города-герои”   4
16 Подготовка текста экскурсии   3
17 Подготовка экскурсоводов   4
18 Перспективы развития школьного военно-исторического музея. 2  

Итого:

72 часа

3 год обучения

№ п/п Тема Количество часов
Теория Практика
1. Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения 2  
2 Музеи как исследовательские центры 2  
3 Учет и экспертиза в музеях 2 2
4 Консервация и реставрация музейных предметов 2  
5 Основные законы, регулирующие деятельность музеев. 2  
6 Сбор материала для экскурсии “Москва в годы войны”   4
7 Подготовка текста экскурсии   4
8 Подготовка экскурсоводов   4
9 Сбор материала для экскурсии “Герои Московской битвы”   4
10 Подготовка текста экскурсии   4
11 Подготовка экскурсоводов   4
12 Сбор материала для экскурсии “Московское ополчение”   4
13 Подготовка текста экскурсии   4
14 Сбор материала для экскурсии   4
15 Подготовка текста экскурсии “Ордена и медали”   4
15 Подготовка экскурсоводов   4
16 Сбор материала для экскурсии “Этих дней не смолкнет слава”   4
17 Подготовка текста экскурсии   4
18 Подготовка экскурсоводов   4
19 Итоги работы школьного музея 2  
20 Перспективы развития школьного военно-исторического музея. 2  

Итого:

72 часа

Список литературы

  1. Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.
  2. Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.
  3. Гнедовский Б.В., Некоторые проблемы создания историко-мемориальных музеев. М., 1978.
  4. Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.
  5. Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 1999.
  6. Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.
  7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
  8. Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М., 1998.
  9. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
  10. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
  11. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос, 2001.
  12. Ревякин. Музеи мира. М., 1993.
  13. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.
  14. Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.