Урок теории искусств художественного отделения ДШИ. Тема: "Кубизм". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Данная тема входит в раздел “Зарубежное искусство ХХ века”. Изучение изобразительного искусства XX века подразумевает знакомство с ведущими направлениями, такими как: фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, футуризм и т.д. При их рассмотрении нет надобности заострять внимание на эволюции творческого пути отдельных художников, важнее дать понятие о принципах направления. Возраст детей – 13–14 лет.

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Цель урока – изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме “Кубизм”, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Образовательные задачи:

  • дать представление об особенностях кубизма;
  • обучить определять отличительные черты этапов кубизма;
  • познакомить с мастерами кубизма.

Воспитательные задачи:

  • продолжить формирование художественной культуры;
  • воспитывать художественный вкус;
  • развивать культуру речи.

Развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное;
  • развивать умение сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения;
  • развивать умение определять особенности изучаемых направлений, художников, выделять их среди других.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с западным искусством 20 века. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Назовите направление и художников. (Показ иллюстраций).

Учащиеся: (называют автора и название работы).

3. Изложение нового материала.

Объяснение материала учителем (с одновременным использованием зрительного ряда презентации).

Учитель: Мы с вами изучили уже несколько направлений 20 века, каждое из которых обладает своими уникальными чертами. Так, модерн создает красивые декоративные образы, стилизуя реалистичное изображение. Фовизм создает яркий радостный мир, упрощая реалистичное изображение, вводя яркий цвет. Экспрессионизм пытается показать тревожное эмоциональное состояние, художники вводят соответствующую гамму цветов, энергичные мазки, также преобразуя реальность.

Сегодня мы познакомимся с новым направлением – кубизмом. Название каждого направления дается исходя из того, что изображали художники.

Изображение в кубизме упрощается до геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. Это направление просуществовало с 1907 по 1914 год.

Начало направлению положила картина Пабло Пикассо “Авиньонские девицы” (слайд 2). Пять обнаженных женских фигур, изображенных в разных ракурсах, заполняющих почти всю поверхность холста, как бы грубо вытесаны из твердого дерева или камня. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии.

Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора. Ж.Брак, увидевший “Авиньонских девиц” одним из первых, возмущенно заявил, что Пикассо хочет заставить его “есть паклю и пить керосин”.

Эту работу очень долго критиковали и не принимали зрители. Тем не менее, в ней заложены те принципы, которые впоследствии станут основой кубизма.

Давайте разберем, почему вообще могла появиться такая работа. Дело в том, что кубизм, как и остальные направления, появился не случайно. Предшественниками кубизма было творчество Сезанна и примитивное искусство африканских племен.

Мы с вами уже говорили о том, что в начале 20 века возрастает интерес к примитивному искусству. Становится популярным африканское искусство, в частности, искусство африканских масок. Африканские маски представляют собой упрощенную, огрубленную форму человеческого лица. Африканцы не копировали человеческое лицо, а создавали совершенно новый образ. Художники кубизма также начинают создавать совершенно новую реальность (слайд 3).

Пикассо именно в период работы над “Авиньонскими девицами” познакомился с африканской скульптурой. Русский критик Тугендхольда в статье о коллекции
С.И.Щукина писал: “Когда я был в мастерской Пикассо, я увидел там черных идолов Конго, я вспомнил слова А.Н.Бенуа о… предостерегающей аналогии между искусством Пикассо и религиозным искусством африканских дикарей и спросил художника, интересует ли его мистическая сторона этих скульптур… Нисколько, ответил он мне, меня занимает их геометрическая простота”. Геометрическая простота фигур – именно то, что прежде всего бросается в глаза в “Авиньонских девицах”. Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками.

Вторым предшественником кубизма было творчество художника конца 19 века Сезанна. Сезанн, пытаясь посредством выявления ритмических, геометрических структур проникнуть в сущность вещей и явлений и отобразить эту сущность (слайд 4). Этот метод у Сезанна и позаимствовали кубисты. Каждый предмет они начали раскладывать на простые формы, полагая, что так они смогут раскрыть его сущность.

Итак, кубизм отрицает изображение предметов в том виде, в котором мы их представляем, раскладывает формы на простые геометрические схемы. В центре внимания художника не приметы внешности, а конструкция. Цель художественного творчества – создание новой реальности, стремление найти выражение сути предмета.

Проследим, как создается произведение кубизма. Посмотрите на изображение кувшина, нарисованное художником-академистом (слайд 5, рисунок 1). На этом рисунке вы не видите, что у кувшина круглое горлышко и донышко. Для того чтобы это увидеть, нужно изобразить эти части кувшина в виде круга. Теперь вы имеете полное представление о кувшине (слайд 5, рисунок 2).

Рассмотрим этот метод на примере куба. Посмотрите внимательно на рисунок куба. Вы не можете увидеть все грани этого куба (слайд 6, рисунок 1). А в следующем изображении вы имеете представление о конструкции этого предмета (слайд 6, рисунок 2).

Развитие кубизма происходит в три этапа. Первый этап кубизма называется “сезанновский”. Для него характерна склонность к абстракции, упрощению форм предметов, стремление создать изображение путем разложения формы и совмещения нескольких ее видов. Именно этот метод мы с вами только что разобрали. (Слайды 7,8).

Второй этап кубизма называется “граненый”. Он характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. В картинах этого периода появляются переливчатых цветов полупрозрачные пересекающиеся плоскости, положение которых четко не определено. Расположение форм в пространстве и их отношение к крупным композиционным массам постоянно меняется. В результате возникает визуальное взаимодействие формы и пространства. Из ракурсов отбираются те, которые нужны художнику для раскрытия сюжета. Применяется прием сведения предмета до его знака, для узнаваемости достаточно лишь намека на предмет. Контрасты цвета и фактуры сводятся до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции. (Слайды 9,10).

Третий этап кубизма – “коллажный”. Художники создавали коллаж, на холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги – от газет и нот до обоев. Впоследствии композиции придавали завершенность лишь несколькими линиями. Художники утверждали, что поверхность картины представляет собой не иллюзорное воспроизведение реальности, а своего рода “поднос”, на котором натюрморт “подается” зрителю. Вскоре художники начали писать в том же духе, в котором они делали коллажи. (Слайды 11,12).

4. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Теперь давайте повторим особенности каждого этапа кубизма (слайд 13).

Как вы думаете, применяются ли сейчас достижения кубизма?

Кубизм повлиял на последующее развитие искусства, на развитие абстрактного, беспредметного искусства, на находки дизайна, в том числе, дизайна одежды, отразился в произведениях скульптуры, на конструктивизм в архитектуре и т.д.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Нарисовать три эскиза натюрморта в манере кубизма. Первый эскиз – в манере “сезанновского” кубизма, второй – в манере “граненого”, третий – в манере “коллажного”.