Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах (закрепление)"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
  • Актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определения места слабой позиции гласного звука, определения склонения существительного и использования слов-помощников с таким же склонением.
  • Развивать самостоятельность мышления, внимания, орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Минутка чистописания.

Посмотрите на запись, скажите какую букву необходимо поставить вместо знака вопроса? Почему?

адреса   адресу   об адресе
р   ?   п

– Сформулируйте тему нашего урока. А для чего это нужно?

Пропишите цепочку из этих букв.

Дрп Рпдд Пдррр Дрпппп

III. Словарно-орфографическая работа. ЛОФСМ.

Лексика.

– Что такое адрес? (надпись на письме, указывающая место назначения и получателя)

– Если мы не знаем значения слова, где можно найти? (В словаре Ожегова)

– Ребята, у меня возникли затруднения при заполнении конверта. Как вы думаете, какие сложности ожидают вас при записи адреса?

Орфография.

– Что изучает орфография? ( Орфография – наука о правильном письме)

Фонетика.

– Что изучает фонетика? (Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются все звуки языка, ударный слог)

Словообразование – раздел науки о языке, изучает строение слов и способы их образования.

Работа по карточкам. Выберите карточку с заданием и выполните.

1 уровень

1. Выберите транскрипцию к слову адрес.

– Сколько слогов?

– На какой слог падает ударение?

– Сколько букв, звуков?

– Сколько гласных звуков; согласных звуков?

– Как можно перенести слово?

2 уровень

  1. Напиши транскрипцию слова адрес.
  2. Разбери слово адрес по составу.

IV. Работа по теме урока.

1. Морфология (Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.)

– Какой частью речи является слово адрес?

– Что вы знаете о существительном?

Использование приема «Корзина идей».

– Обсудите в парах, что вы знаете об имени существительном и составьте общий ответ.

– Что у вас получилось?

2. Физминутка.

V. Актуализация опорных знаний, умений и определенных навыков.

1. один из непостоянных признаков существительного – падеж. Как вы думаете для чего необходимо знать падежи существительного? Как различать их?

2. откройте учебник на странице 115 и посмотрите на таблицу. Отметьте значками:

+ если вы знали то, что написано в учебнике;
– если вы не знали данный материал

– Что вы не знали?

Сравните вопросы Р.п, Д.п. и П.п.

Как вы поступите при распознании падежей?

Как еще можно различить эти падежи? Как узнать какое окончание?

  1. Падеж.
  2. Склонение.
  3. Окончание.
  4. Проверка. (вспомнить слово-помощник с ударным окончанием)

3. Упр. «Крылатые слова»

– Я приготовила для вас очень интересное задание

Хорошо видно   Гладить по головк_
Все время хвалить   Видно как на ладон_
Очень медленно   Делать из мух_ слона
Сильно преувеличивать   В час по чайной ложк_

– Что написано во втором столбике? (Устойчивые выражения)

– Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика.

– Вставьте нужное окончание сущ., пользуясь алгоритмом, и в скобках укажите его падеж.

– Подходит ли наш алгоритм для определения окончаний разных падежных форм существительных?

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Творческая работа. Составить словосочетания, предложения, текст по картине, используя существительные в родительном, дательном и предложном падеже.

  • 3 уровень – составить текст. (кто желает получить 5)
  • 2 уровень – составить предложения. (кто желает получить 4)
  • 3 уровень – составить словосочетания (кто желает получить 3)

VII. Рефлексия.

– Чему учились на уроке?

Каким способом можно определить падежное окончание сущ. в слабой позиции?

Упражнение «Напиши адрес»

– А сейчас давайте заполним наш конверт. Запишите в тетради свой адрес.

Кому:
Куда:
От кого:

– Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке? Для кого урок прошел не напрасно?

– Кто пополнил свои знания новым багажом? Что было трудным? Что было интересным?

Д.з. упр. 231

  • На 5 – придумать продолжение
  • На 4 – списать, определить падеж
  • На 3 – списать вторую часть.