Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • развивать умения кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль;
  • развивать умения последовательно передавать содержание рассказа;
  • учить составлять план, выделяя главное;
  • развивать орфографическую зоркость, умение правильно употреблять имена прилагательные;
  • воспитывать любовь к животным.

ХОД УРОКА

1. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы будем учиться кратко передавать содержание рассказа.

2. Знакомство с содержанием рассказа

– Чтение рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», начиная со слов «… В августе дед пошел…», и кончая словами «… вылечил и оставил у себя».
– Что значит кратко передать содержание?
– Определить тему и основную мысль текста.
– В какой момент в рассказе наступает завязка действия? (Смерть настигла деда, и в это время из-под ног деда выскочил заяц).
– В какой момент действие достигло наивысшего напряжения? (Дед бежал, плакал от страха и кричал).
– Какова развязка? (Заяц вывел деда из огня).

3.  Составление плана и обсуждение возможного сокращения

– Чтение текста по частям. Озаглавить. Кратко пересказать каждую часть.

4. Составление краткого текста и орфографическая подготовка

а) Чтение 1 части. Озаглавить.

– Опорные слова (на доске):

Пошел; сухие, как порох; затревожился; тянуло гарью.

– Повторить орфограммы в словах:

В августе; стояли; попался; зайчонок; промахнулся; дальше.

б) Чтение 2 части. Озаглавить. (Огонь идет прямо на деда).

– Опорные слова (на доске):

Понял, что; прямо на него; ураган; с неслыханной скоростью; спотыкался; выедал глаза.

– Повторить знаки препинания в последнем предложении и орфограммы в слове: начался.

в) Чтение 3 части. Озаглавить. (Радость встречи с зайцем).

– Опорные слова (на доске):

Вдруг из-под ног; обрадовался, как родному.

– Повторить орфограммы в словах:

Настигала; выскочил.

г) Чтение 4 части. Озаглавить. (Спасение).

– Опорные слова (на доске):

Они оба; опалены.

– Повторить орфограммы в словах:

От усталости.

д) Пересказ всего текста по опорным словам и плану.

5. Запись изложения

Слабым ученикам раздать опорные карточки. (Приложение)

6. Итог урока