Урок русского языка на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах наречий на -о и -е

Разделы: Русский язык


Цели.

Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах наречий, повторить правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Из данных фрагментов сложите строфу известного стихотворения А.С. Пушкина и строфу известного стихотворения Ф.И. Тютчева.

1. Как дитя; мглою небо кроет; то заплачет; крутя; то как зверь; буря; вихри снежные; она завоет.

2. Резвяся и играя; первый гром; люблю грозу; голубом; когда; весенний; как бы; грохочет в небе; в начале мая.

Запишите получившиеся предложения. Сделайте синтаксически разбор.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Рассказать о правописании отрицательных наречий.
  2. Упражнение 229; в это время у доски 2 учащихся работают по карточкам (приложение 1).

III. Орфографическая диктовка.

Медленный шаг; искусственный цветок; мороженые ягоды; копчёная рыба; жареный хозяйкой картофель; скованный морозом; обдуманный поступок; варёная свёкла; рассеянный взгляд; путаный ответ; встреча организована; бешеный нрав; сожжённое письмо.

IV. Новая тема.

1. Запись на доске:

Грустный – грустно.

Бесстрашный – бесстрашно.

Интересный - интересно.

Обиженный – обиженно.

- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?

- Каким способом образованы наречия?

- От чего зависит написание н и нн в этих наречиях?

2. Чтение материала учебника стр. 110.

V. Закрепление темы.

1. Упр. 234: комментированное письмо.

2. Упр.235: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

3. Цифровой диктант (н – 1, нн - 2).

Неопределённо, туманное утро, жареная рыба, глиняный кувшин, отвечал обдуманно, действия согласованы с начальником, деревянная полка, рассказывал взволнованно, ветреный день, девочка напугана криком, пустынный переулок, объективно оценить, шагать уверенно.

Ключ :2211212211212

VI. Подведение итогов урока.

- От чего зависит выбор н и нн в суффиксах наречий на -о и -е?

Домашнее задание: выучить правило стр.110, упр. 236.

Приложение

Карточка 1

Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

(Н…)кого я (н…)боюсь, но (н…) с кем я (н…)бранюсь. За многим гнаться, так (н…)чего (н…)иметь. Что за город: и калача купить (н…) на что! Если дело очень любишь, (н…)когда (н…)позабудешь. Завистью (н…)чего (н…)сделаешь.

Карточка 2

Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

Муравей (н…) по себе ношу тащит, да (н…)кто ему спасибо (н…)скажет. Завистью (н…)чего (н…)сделаешь. (Н…)кто (н…)знает: (н…)кот, (н…)кошка, (н…) поп Ерошка. Просидевший всю жизнь дома (н…) о чём (н…)расскажет. Рядился – рядился, а (н…) к чему (н…)пригодился.